Древние пестушки, надо выучить хоть что нибудь)))

Пестушки и потешки 

Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают:

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький!

* * *

Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

* * *

Когда ребенок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек

На первый годочек!

* * *

Когда ребенок учится ходить:

— Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

— В лесок по мошок:

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

* * *

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,

Тяни холсты,

На рубашечку,

На столешничек.

* * *

Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то-от себя, приговаривая:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю,

В кошель кладу,

Домой несу:

Щурки и кучки,

Плотички и полички.

Один ершок-

Да и тот в горшок.

Щей наварю,

Николая накормлю,

Спите-тко, ребята,

Не чухкайте.

* * *

Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молошненькую.

* * *

А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки,-

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

* * *

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам-

Да бух!

* * *

Ребенка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

— Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

* * *

Ребенка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,-

На головушки и сели.

  * * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают:

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

* * *

Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:

— Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки.

— Что ели? – Кашку.

— Что пили? – Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,-

Шу-у-у – полетели,

На головку сели.

* * *

Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока — белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Все своим деткам отдала.

* * *

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскребышки

* * *

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.

А ты мал маленек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

* * *

Разводя ручки в стороны и затем, быстро положив на голову, говорят:

Шу-у-у, полетели-

На головку сели.

* * *

Перебирают по очереди пальчики ребенка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печь топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

* * *

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

— Здравствуй, большак! – говорят.

-  Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка.


МамаУли
МамаУли
Ростов-на-Дону
021799

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
БабкаПодозревака
БабкаПодозревака
Селорику-ди-Башту
А пистушки — это что?))))
Пожаловаться
МамаУли
МамаУли
Ростов-на-Дону

Пестушка – это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязательно сопровождаться тактильным  раздражением в виде мягких прикосновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на ранних этапах жизни.

Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца – сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т.д. – ласково приговария:

 

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок