Пассивный словарь. Для годовасиков (статейка)

Пассивный словарь.

В первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь. Пассивный словарь годовалого ребенка значительно шире активного. Дети понимают смысл часто слышимых слов, фраз и предложений, выполняют просьбы, но сами пока затрудняются пользоваться речью. Следует расширять понимание речи детей, предлагая им для запоминания названия знакомых предметов, действий, признаков и явлений. 

В дальнейшем накопление пассивной речи будет способствовать переходу ребенка к самостоятельной речи.

√Чтение

Для развития понимания речи очень важно чтение потешек, стихов, сказок и коротких рассказов.

√ Узнай картинку

Покажите малышу 3-5 картинок с изображенными на них знакомыми ребенку предметами. Попросите малыша показать нарисованный стул, чашку, кошку, солнышко и петушка. Побуждайте малыша повторять за вами названия предметов.

√ Картинки в книжках

Рассматривайте с ребенком книжки, просите показать на иллюстрации зайчика, солнышко, дорожку. Беседуйте о том, кто на картинке что делает (зайчик сорвал морковку), как выглядит (посмотри, какие у зайчика длинные уши).

√У кого что

Покажите ребенку парные картинки: на одной изображен котенок с мячиком, а на другой котенок с погремушкой. Спросите: «У какого котенка мячик? А у кого погремушка?». Далее можно показать картинки медвежонка с мёдом и малиной и т.д.

√ Дай

Посадите на столе перед ребенком игрушки кошки, собачки и коровы; и карточки с нарисованными на них разными предметами, например, ведерком, мячиком и палкой. Скажите ребенку: «Возьми мячик и дай его кошке. Возьми ведро и дай его корове. Возьми палку и дай её собачке» и т.д.

√ Кто что делает?

Возьмите книгу с иллюстрациями, где изображены разные действия каких-то героев. И спросите: «Кто кушает? Кто спит? Кто пьет? Кто одевается?» и т.д. Малыш должен показывать пальчиком на соответствующую картинку. 

√ Карточки и фишки

Приготовьте фишки – пуговицы, шашки, круги из картона, монетки и т.п. Выложите перед ребенком карточки с картинками. Поочередно называйте предметы, изображенные на картинках. Малышу нужно найти названный вами предмет и прикрыть его фишкой.

√ Шарик – мячик

В одну руку возьмите воздушный шарик, а в другую мячик. Спросите малыша: «Где шарик? А где мячик? Где мячик? А где шарик?». Малыш будет показывать то на одну вашу руку, то на другую. 

√ Мягкие кубики

Для игры нужны мягкие кубики с картинками. Дайте малышу один из кубиков и предложите найти на нем грибок, мячик или цветок. С несколькими кубиками можно разыграть для ребенка спектакль: «подружите» между собой некоторые изображенные предметы, поговорите от их имени друг с другом и т.д. 

√ Кто с кем дружит

Расположите перед ребенком несколько игрушечных зверушек. Скажите, что собачка дружит с кошкой, и предложите ребенку посадить их рядышком. А корова дружит с козочкой – пусть ребенок расположит их друг с другом и т.д.

√ Мишка ест

Возьмите игрушечного мишку. Выполняйте им различные действия и озвучивайте их словами: «Мишка прыгает» (сделайте вид, будто мишка подпрыгивает), мишка спит (уложите мишку спать), мишка ест (покормите мишку)» и т.д. 

√ Найди и принеси

Пока малыш не видит, спрячьте в разных местах квартиры игрушки. Скажите: «Найди, пожалуйста, зайчика. Он спрятался за диваном. Принеси мячик. Он под столом» и т.д.

√ Кукла, да не та

Расположите поодаль от ребенка парные игрушки, но имеющие контрастное различие друг от друга: две куклы (одну в красном платье, другую в желтом костюме), два мячика (один большой, другой маленький), два кубика (один мягкий и с картинками, другой твердый, без картинок) и т.д. Попросите ребенка принести только мягкий кубик с картинкой, только большой мячик, только куклу в красном платье и т.д.

√ Игрушка – веселушка

Возьмите мягкую игрушку, например, зайчика, покажите её малышу и скажите:

Скачет, прыгает, играет, 
А куда – сама не знает. 

Посадите игрушку на стул и спросите: «Где зайчик?». Ответьте за ребенка: «На стуле». Повторите стихотворение и спрячьте игрушку за телевизор. Спросите и ответьте: «Где зайчик? За телевизором» и т.д.

√ Все такие разные…

Расположите на столе следующие игрушки: 2-3 зайца (они должны быть разными – по размеру, цвету, материалу), 2-3 мячика (тоже разных), 2-3 книжки. Попросите ребенка показать всех зайчиков, все мячики, все книжки. 

Красный, синий, зеленый, желтый

Положите перед ребенком однотонные предметы или формы красного, синего, зеленого, желтого цвета и попросите показать только желтые предметы, только красные предметы и т.д.

√ Разноцветные игрушки

Выставите перед ребенком четыре игрушки: красный кубик, синюю машинку, зеленое колечко от пирамидки и желтый стаканчик. Попросите малыша дать вам синюю машинку, красный кубик и т.д.

√ Круг, треугольник и квадрат

Вырежьте из картона синий круг, желтый треугольник и красный квадрат. Попросите малыша дать вам синий круг, желтый треугольник и т.д. Чтобы усложнить задачу, можно называть только геометрические формы: «Покажи круг, треугольник» и т.д.

√ Много мячиков

Покажите малышу страницу книги, где нарисованы одни и те же предметы, но разные по форме, размеру или цвету (например, нарисовано 2-3 мячика, 2-3 дерева, 2-3 цветочка). Попросите малыша найти и показать все мячики, все деревья, все цветочки.

√ Много – один

На одну тарелку положите одну конфетку (фишку, шишку, пуговицу и т.п.), а на другую тарелку – несколько. Спросите ребенка, где много (выделите голосом это слово) конфеток, а где одна конфетка.

√ Один, два, три

Время от времени пересчитывайте с ребенком различные предметы: яблоки в вазе, кубики в коробке, стаканчики-вкладыши, колеса пирамидки. Вскоре малыш захочет подражать вам.

√ Волшебная палочка

Возьмите в руки «волшебную» палочку и скажите необычным голосом: «Хочу, чтобы мой … (имя ребенка) поцеловал меня (убрал пирамидку на место, превратился в лягушку и заквакал, захлопал в ладоши, съел всю кашу и т.д.).

√ Что ты делаешь?

Когда ребенок занимается каким-то делом, комментируйте его действия: «… (имя ребенка) кушает, купается, моет руки и т.д.».

√ Зайчик – медвежонок

Посадите в разных углах комнаты игрушечного зайчика и медвежонка. Скажите: «Бежим к зайчику!» и вместе с ребенком направьтесь к зайчику. Потом скажите: «К медвежонку!» — повернитесь и бегите в обратную сторону.

√ Большой и маленький зайчик

Посадите в разных углах комнаты большого и маленького зайчика. Скажите: «Бежим к большому зайчику» — и бегите вместе с малышом к большой игрушке. Потом скажите: «Бежим к маленькому зайчику!» — и отправляйтесь к маленькой игрушке.

√ Марш!

Договоритесь с ребенком, что на команду «марш!» вы выполните определенное действие: кинете мячик, подбросите вверх мягкую игрушку, побежите и т.д. Скажите: «На старт, внимание…. марш!»

√ Свети фонариком

Дайте ребенку в руки фонарик и попросите его посветить на картину, дверь, стул, диван, окно, стену и т.д.

√ Кукольный театр

Дети очень любят смотреть спектакли с куклами и игрушками. Показывайте ребенку знакомые ему сказки: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка» и др.

Пассивный словарь. Для годовасиков (статейка)


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества