Игры с карточками Домана (Чтение с пеленок)

Сегодня я хочу развенчать миф о том, что обучение ребенка чтению по методике Глена Домана (показ карточек со словами и словосочетаниями) — это утомительное занятие для мамы и скучное для ребенка. А потому непродуктивное.

Несколько месяцев назад я решила проконсультироваться на 

  о том, правильно ли я понимаю принцип обучения по Доману, потому как карточки я  добросовестно  показываю, но Яромирчик как-то не стремится демонстрировать жадный познавательный интерес к ним и читать отказывается. Более того, его занятия скорее терзают, чем развлекают, и я вообще планирую все эти мучения разом прекратить.

Консультант уточнила у меня, как именно я показываю карточки.

Я ответила, что все делаю так, как описано в книге: сажаю ребенка в стульчик перед собой и, стараясь говорить быстро и четко, показываю 5   комплектов по 5 карточек с небольшими паузами на похвалу. Где-то к концу второго комплекта ребенка это занятие порядком утомляет и он начинает отворачиваться и зевать.

Консультант спросила, пробовала ли я играть с карточками. Я удивлена, потому что не играла и, откровенно говоря, не имела ни малейшего понятия, как можно вообще играть с белыми карточками, на которых довольно скучно написаны простые слова красным шрифтом.

Оказалось, что играть с ними очень даже можно. И более того — игр этих великое множество. Главное — фантазия, определенная мамина сноровка и хорошее настроение обоих участвующих. Сейчас уже я и сама придумала для Яромира несколько игр-показов, иногда привлекая к этому папу, плюшевых мишек и даже нашего кота :)

Итак, хочу с Вами поделиться  бесценным списком вариантов игр с карточками Домана, любезно предоставленный мне сотрудницей магазина «Умница», чтобы сделать процесс обучения веселым и легким :)


ИгрыСодержаниеСпокойные игрыПоказ сидя
— На качелях
— На горшке
— В детском стуле
— В коляске
— За столиком. Например, показать карточку и бросить ее за магнитную доску, или дверь, или спинку стула.  Можно еще кричать «бум».

Развешивание карточек 
— «Галерея». Развешивание карточек по дому молярным скотчем (не оставляет следов даже на зеркалах и легко и без потерь отклеивается от обоев, одежды и т.п), или магнитом, или на крючки. Ребенок может снимать карточки самостоятельно, скидывая их на пол. Для динамики можно взять ребенка на руки и быстро бегать от одной карточки к другой.
— «Экскурсия». Карточки размещены на соответствующих предметах. Важно помнить, что карточки не должны висеть долго, и менять их каждый день.
— «Украшение». Развешивать карточки на домашних растениях, дереве, пальме, елке.

Настольные и «азартные» игры
— «Веер». Показываем ребенку «веер» из 5 карточек. Малыш вытягивает одну из них, а мы озвучиваем слово.
— «Домино». Выкладываете карточки как в домино. Можно составлять словосочетания.
— «Карты». Вытягиваете карточки из общей стопки по очереди, весело кладете одна на другую и озвучиваете.
— «Лото».  У Вас заготовленная стопочка слов (от 10-15 до бесконечности, по интересам детей). У деток — картинки, изображающие эти слова. Сидя напротив детей, показываете слова по одному, а детки поднимают карточки с картинками. Кто верно показал, получает карточку (во избежании ссоры между детьми можно карточку не отдавать, а хвалить обоих, при ошибке — показывать верную картинку).
Также можно играть в лото-глаголы: показываете карточку — дети показывают движение.

Подвижные игрыРаскладывание карточек на полу или другой поверхности
— «Дорожка». Выкладывание карточек перед ползущим, идущим, бегущим ребенком.
— «Паровозик». Составляем из карточек-вагончиков паровоз. Параллельно озвучиваем слова.  Можно соединять их прищепками.
— «Слово- картинка». Выкладывать слово, а затем картинку к нему.
— «Разорви круг». На полу по кругу (он должен быть большим) разложены карточки со словами. Вы включаете музыку, ребенок бегает внутри круга, пока звучит мелодия. Как только музыка обрывается, ребёнок сразу останавливается напротив определённой карточки. Либо вы, либо ребенок ее озвучиваете, карточку убираете. Круг снова замыкается.
— «Найди отгадку». Вы загадываете загадки и вместе ищете слово-отгадку. Например, мохнатенькая, усатенькая,
ест и пьет, песенки поет.
— «Болото». Бегать и прыгать по карточкам или через них. Например, играть в «болото», прыгать по кочкам, переходить как мостику через реку. Можно смешно тонуть (в случае игры с равенствами), наступать на ёжика (если неправильный ответ).
— «Платочки». Разложить карточки на полу и накрыть их платочками или чистыми листочками. А потом вместе с ребенком удивляться тому, что лежит под платочком. Лучше использовать карточки из разных комплектов.
— «Ворота». Прыгать по карточкам с препятствиями.  Ребенок: «Тук-тук! Откройте ворота!». Мама прыгает, и ребенок проходит между ног, потом снова прыг — ворота закрылись.
— «Руки-ноги». Ходить по карточкам руками. Можно держать ребенка за ноги.
— «Обувь». Ходить по карточкам взрослой обувью.
— «Езда». Ездить по карточкам на машинке, офисном стуле, велосипеде, катать ребенка на скейте.

Срывание, бросание, просовывание карточек
— «Срывание».  К концу дня вместе с ребенком срывать карточки со стен, мебели и бросать на диван, например.
— «Сбрасывание».  Ребенок сидит, а взрослый сбрасывает карточки сверху вниз на колени малыша. 
— «Полет». Перед ребёнком, например, за столом, кладётся карточка, озвучивается, а потом интенсивно отталкивается рукой так, чтобы она ненадолго подлетела в воздух (можно при этом какой-нибудь забавный звук повторить, типа «ух!»).
— «Баскетбол». Забрасывание карточек в корзину, ведро, обруч.
— «Горячие карточки». Брать карточку, резко ее отпускать как будто вы обожглись.
— «Шарики». Прикрепить карточки к шарикам, положить их на высокое место. Ребенок дергает за ниточку, шарик опускается, называете слово, количество или факт.
— «Убери ногой». Бросаете карточку на пол, озвучиваете, отшвыриваете назад ногой, подальше.
— «Кто дальше». Бросаете карточки в труднодоступные (между кроватью и тумбой) места, достаете их оттуда и смотрите.
— «Потолок». 1-ый вариант: Заранее прикрепить к потолку карточки, а затем доставать их с потолка при ребенке. 2-ой вариант: Взрослый прикладывает карточку к потолку, озвучивает, а потом отпускает в свободное паденье — карточка падает, кружится.
«Просовывание». Карточку можно передать через какое-то отверстие (под дверью, между предметами, в специальную коробочку, Самые бурные эмоции у малыша будут возникать тем больше, чем больше доля его участия в этом процессе. К нашей радости – такая форма показа запечатлена на видео. Смотрим.

Прятки
— «Ку-ку».Закрываете лицо ребенка платочком, ребенок лежит на спинке. Убираете платочек, говорите «ку-ку», показываете слово.  (для самых маленьких)
— «Где карточка?».Прятать карточки под пеленкой, одеялом, за шторкой, под ковром, под столом, в шкафах, посуде, кастрюлях, пароварке, в стиральной машине, в корзине для белья.
— «Сюрприз». Вешать карточку обратной стороной, или закрывая листочком, платочком, тканью, таким образом, вызывая интерес у ребенка, что же там за слово на этой карточке.
— «Конвертики». Положить карточки в конверты или завернуть их в бумагу. Находить конвертики в необычных местах. Можно загадать загадку.
— «Конфета». Завернуть карточку в газету и вместе с малышом разворачивать.
— «Футляр». Спрятать карточки в футляры из-под ДВД. Можно взять футляры и как будто упасть. А потом вместе все собирать и открывать.
— «Где мама?». Прячется мама с карточками в руках. Когда ребенок ее находит, показываем карточку.
— «Обои». Можно купить рулонной бумаги (или взять обычные обои, остатки). Наклеить карточки через разное расстояние, и под разным углом. Свернуть в рулон снова и потом ребёнок будет тянуть, а Вы держать рулон и озвучивать появившиеся слова. Приклеивайте через неожиданное расстояние (чтобы долго была пустая бумага, а потом раз и слово или словосочетание)
— «Под одеждой». Спрятать карточки под майкой. Или снимаешь часть одежды, а там — слово! 
— «Карточки под дверь». Один взрослый с ребенком сидит в комнате с закрытой дверью, а другой просовывает под дверь карточки со словами.
— «В книге». Спрятать карточки со словами между книг, чтобы ребенок мог сам их вытащить.
— «Записки». Пишите записку крупным шрифтом. Можно написать от руки, а одно слово — в виде карточки. И мама делает вид, что не может прочитать слово на карточке — она волшебная, и видеть это слово может только тот, для кого написано письмо. Потом малыш, прочитав слово, идёт к сюрпризу. Там для начала можно сразу положить сюрприз (краски и альбом, где карточка с названием того, что нужно для папы нарисовать).
«Конвертики». Завернуть карточку (например, из МнЛ) в лист А4. Написать крупно 1 факт-загадку, на развороте слово-отгадку. А внутри — сама карточка. Разложить «конвертики» в неожиданных местах, так чтобы ребенок их случайно находил. Попутно можно еще какой-нибудь факт рассказать.

Полеты
— «Самолет». Летаем над карточками, пикируем к слову вниз, и называем его.
— «Креслолет». Полеты на детском кресле. Подлетаем к слову, называем его. Если вдруг не смотрит, тыкаем в слово ножками ребенка.
— «Истребитель». Летаем и срываем или собираем карточки.
— «Пчелка». Летающая и жужжащая карточка (для самых маленьких)
— «Вертолет». Мама крутится в разные стороны, изображая вертолет, самолет, сдувающийся шарик, потом резко остановиться  показать карточку.Игры с предметами, вещами и мебельюПоказ карточек с помощью рамок, трафаретов
— «Окошко». Вырезать прямоугольную форму с прорезью для карточки. И вкладывать в нее карточки.
— «Волшебные очки». Взять «плечики» и смотреть на слова через них.
— «Телевизор». Прикладывать карточки к экрану монитора или телевизора. Можно отпускать, чтобы они весело падали.

Игры, где карточка-«цель»
— «Пистолет». Стрелять из пистолета
— «Молоточек». Бить молоточком (желательно со звуком)
— «Волшебная палочка». Дотрагиваться волшебной палочкой
— «Барабан». Положить на барабан и бить по ней пока не улетит
— «Догонялки»

Игры с коробками, сумками, мешочками
— «Коробочка-сюрприз». На коробке наклеить слова (4 по сторонам) и одно слово на дне коробки, например, слово «мышка». Внутрь кидаем саму мышку — и сюрприз готов! Таким же образом можно показывать равенства из математики. Можно обойтись и без сюрприза. Можно обклеить каждую сторону коробки бумагой разных цветов.
— «Слоеный пирог». Сложить карточки внутрь коробки, переложив их обёрточной бумагой (газетами). Открываем коробку, а там карточка. Слово убираем. Ребенок вытаскивает бумагу, а там следующее слово.
— «Чудо-корзина». В сумку или корзину для игрушек кладем слова и игрушки. Заинтригованно заглядываем внутрь и восхищаемся, ожидая, когда ребенок обратит внимание. Затем вытаскиваем поочередно то игрушки, то карточки.
— «Почта». Складывать карточки в коробку через прорезь (щель).
— «Чудо-мешочек». Взять  непрозрачный пакет и завораживающим голосом говорить: «Угадай-ка что в пакете?», а потом вытаскивать карточки по одной и озвучивать.

Игры с использованием мебели
— «Шкаф-купе». Прикрепить карточки скотчем на двери шкафа-купе. Слова выезжают-заезжают.
— «По бокам ящика». Прикрепить карточки к боковинам выдвижного ящика.
— «В шкафу». Развешать карточку с помощью малярного скотча в шкафу, на одежде, между нее, на плечиках. Рассматривать содержимое шкафа ребенку всегда интересно.
— «Стул». Смотреть на карточки, прыгая через стул. Удобно для просмотра равенств. Справа от стула первое слагаемое кладу, слева второе, а на стуле ответ. 
— «Стол».  Вытаскивать карточки из-под стола с разных сторон, имея при этом хитрое выражение лица.
— «Кроватка».  Просовывать карточки между прутиков детской кроватки.
— «Диван» Разложить карточки по всем сторонам дивана и по диагонали, прыгать между карточками.
— «Горка-диван».  Слова съезжают по спинке дивана, ребенок лежит на животике или сидит  лицом к спинке дивана.
— «Вверх ногами».  Держать ребенка вверх ногами (взрослый обязательно держит), ребенок смотрит на перевернутые карточки.

Игры в палатке, домике или под одеялом.
— Спрячьтесь с ребенком в детскую палатку или накройтесь одеялом, сделайте домик и там показывайте карточки.
— Можно в палатке светить фонариком на слова.
— Показ карточек через ткань или окошечко домика-палатки
— «Фонарик». Включить фонарик в темной комнате и искать карточки.

Игры с использованием вещей
— «Горка». Карточки просто скатываются с наклонной поверхности так, чтобы во время озвучивания ребенок смотрел именно на карточку (необходимо следить, чтобы она была видна нужной стороной). В качестве горки можно использовать спинку прогулочной коляски.
— «Зонтик». Использовать как горку.  Положить карточки в верхнюю часть зонтика (там, где зонтик, стоящий на полу, относительно пологий), пока карточка падает с «пологой горки», озвучить ее.
— «Карусель». Использовать зонтик, но внутреннюю сторону. Озвучивая, складывать в него карточки и быстро его крутить.
— «Спагетти». Доставать щипцами карточки, весело имитируя наматывание на щипцы.
— Показ количеств с помощью  шариков для дизайна, фасоли, монеток, печенья.

Игры со спорткомплексом
— «Лестница». Прикрепить карточки на перекладины спорткомплекса. Ребенок лезет  вверх и слова заодно смотрит.
— «Чердак». Соорудить домик с чердаком. Ребенок (возможно в образе кота) лезет вверх и через чердачное окно ловит птиц-карточки.
— «Гимнаст». Держась за кольца или за перекладину веревочной лестницы, ребенок, раскачиваясь, ловит карточки ногами или дотрагивается (пинает) до них ногами.
— «Акробат». Свесившись вниз головой (взрослый обязательно страхует, поддерживает), ребенок смотрит на перевернутые карточки.
— «Вершина горы». Прикрепить карточки (можно оборотной стороной) на верхней перекладине спорткомплекса и соревноваться с ребенком в том, кто первым достанет ее.
— «Прыжки в воду». Прыгать на мат, выкладывая перед прыжком карточку и быстро ее убирая.
Игры с использованием игрушекИгры с мячом
— «Кати по карточкам». Катим мяч перед ребенком. Малыш ползет за ним. А по пути выкладываем карточки со словами и стучим по ним пальцем, чтобы ребенок обратил на них внимание.
— «На фитболе». Один взрослый катает ребенка на фитболе вперед-назад, а другой – меняет и показывает карточки.
— «Карточки на фитболе». Крепим карточки со словами на большой мяч (фитбол) и катаем его перед ребенком.
— «Бей по карточкам». Карточки размещаем на стене или на полу, а ребенок кидает в них мячем.
— «Кегли». Сбивать карточки как кегли, расставив их у стены

Игры с кубиками
— «Слова на кубиках». Слова можно приклеить к кубикам-кирпичам и строить башню.
— «Карточки на стройку». Привозить карточки на грузовичке на стройку. Кладем на грузовик кубики и карточку, подвозим их, разгружаем вместе, попутно смотрим и озвучиваем карточку.

— «Башня».Строить башню, используя попеременно кубики и карточки.  Как вариант, можно не одну а две карточки класть крестиком, или три — снежинкой.Можно еще какой-нибудь зверушкой из Киндер-сюрприза по ярусам попрыгать.

Игры с машинками и спецтехникой
— «Дорога». Катать машинку по карточкам
— «Урожай».  Собирать игрушечным комбайном урожай. 
— «Грузовик». Перевозить грузы 
— «На машинках». Слова можно прицепить к маленьким машинкам. Потянув за тонкую ниточку карточки «сами» будут выезжать из коробки.
— «Пульт».  Прикрепить карточки к машинке с дистанционным управлением при помощи резинки для денег, а ребенок может подкатить машинку к себе.

Игры с мягкими игрушками 
— «Игрушка-учитель». Карточки показывает кукла — рукавичка.
— «Ниточка». Слова на ниточку цепляем к мягким игрушкам. Игрушки за ниточку тянем к ребенку. Например: «Птичка летит! Какое слово она тебе несёт?»
— «Догонялки». В «лапки» игрушки взять карточку, догонять ребенка. Пока он отбегает, возвратиться игрушкой к стопке карточек, взять другую карточку.
— «Игрушка-ученик». Учить игрушку читать
— «Почта».  Рассадить по комнате зверей. Потом на машинке доставить до каждого карточку и озвучить.
— «Столовая». Кормить карточками большую плюшевую игрушку. Она ест и постоянно просит добавки. Так можно посмотреть и сложение, и умножение. Карточки – это тарелки. Либо положить карточки на игрушечные тарелки. Не забывайте давать пить из чашки игрушке.
Игры с самодельными карточками — «Зеркало». Можно сделать карточки с написанными в зеркальном отображении словами – и, когда малыш смотрит на свое отражение, показывать, это очень необычно и завораживающе.
— «Секретики».  Напечатать или написать слова,  сложить во много раз, обвязать веревочкой, спрятать в игрушечный домик или в матрешки, и искать вместе с ребенком «секретики».
— «Альбом». Возьмите альбом с фотографиями малыша. В альбоме – фото, дополнительно нужно распечатать или написать названия к фотографиям. Предварительно, конечно, знакомите малыша со словами, а игра с альбомом – это уже закрепление материала.
Ролевые игры — «Повар». Можно готовить еду, используя карточки (варить, жарить, запекать).
— «Магазин». Малышу предлагается продавать/покупать разные товары (подписанные карточками), при этом можно и цену обозначать карточками.
— «Кинотеатр». Приглашаем игрушки в кинотеатр, каждой вручаем билет на определенное место, номер которого озвучиваем (показывая количество и/или цифру).
— «Больница».  Разделите бумагу на несколько клеток — палаты, в которых лежат раненые солдаты, подпишите их. Затем надо относить витамины и лекарства в определенную палату, искать нужную клеточку.
— «Стирка». Загружать стиральную машину карточками со словами, можно вперемежку с реальными вещами. Затем развешивать на веревку, например, используя прищепки. Или сушить феном.
— «Остановки». Ребенок катается на машине или велосипеде, а карточки – это остановки или станции.
— «Глажка белья». Гладить карточки утюгом. Взрослый подает карточку, читает ее, а ребенок гладит ее утюгом.
— «За грибами». Собирание карточек- грибов. Пойдите в лес, насобирайте грибов, а затем  достаньте кастрюлю и сварите из них суп. Можно также собирать и другой урожай. Или букет цветов.
— «Школа». Рассадите игрушки (бабушек, дедушек) на диване и показывайте им карточки. Это может делать и ребенок.
— «Фокусник». Изобразите Фокусника. Из мешка достаете то игрушки, то слова и дарите подарки куклам и мягким игрушкам.  Можно поиграть в игру «Что пропало».
— «Мама». Карточки – это игрушки, которые можно укладывать спать, кормить, садить на горшок, расчесывать. Можно с помощью прищепок сделать им ножки и ручки.
— «Птенчики». Мама – птичка, ребенок – птенец (или старший ребенок – птичка, а младший – птенчик). Кормить маленького птенчика «из клювика в ключик». Так же можно играть животными.
— «Космическое путешествие». Можно учить читать инопланетян. Можно попутно изучить «Тайны космоса». Использовать обратный отсчет с помощью количеств и цифр.
— «Рыбалка». Сделайте «удочку» из палки, веревки и магнита или воспользуйтесь готовой удочкой, прикрепите к карточкам скрепки и ловите рыбку. Потом ее можно пожарить.
— «Дождик». Создаете с помощью карточек с количествами ветер.  Говорите, что дует сильный ветер, потом вдруг начинается дождик (карточки — с капельками внутри), говорите «посмотри, сколько капелек» (называете количества), где-то в середине опять дует порывистый ветер и опять дождь. Карточки — дождик озвучиваете и сбрасываете на пол, когда они закончились — прошел дождик, выглянуло солнце и высушило все капельки (собираете карточки с пола).
— «Лифт». Ребенок заходит в шкаф-купе, а при открывании дверей мама показывает этажи (то просто количество/цифру, то пример целиком).
Показ слов, словосочетаний и предложений — Можно показывать слова, сложив их в файлы и демонстрируя их значения с помощью картинок
— Сделать книгу из фотоальбома
— Сделать книгу из альбома для рисования (1 разворот текст, другой – картинка)
— Сделать  книги из альбомов, причем страница доклеивается так, что получается лист в длину как 2 А4, дальше этот длинный лист заворачивается к центру «книги». Возможен вариант сгибания страницы А4 пополам. Получается книга с толстыми страницами, в каждую из которых можно заглянуть «внутрь». Там могут быть мелкие предметы или картинки.  Таким образом, ребенок, прочитав слово, может посмотреть, что же спряталось в кармашек. Можно в кармашки прятать карточки. А кармашки сделать в виде домиков, паравозиков, машинок.
— «Гармошка». Скрепить слова скотчем, чтобы получилось предложение, а затем свернуть их в гармошку. Затем развернуть эту «гармошку» перед глазами ребенка.
Выбирается длинная наклонная поверхность- такая, чтобы карточка с предложением с неё не скатывалась (горка, крышка от конструктора, от коробки с игрушками). На эту наклонную плоскость в длину кладётся предложение или словосочетание, озвучивается. А дальше по предложению запускается машинка или мячик, или шарик.
— Разложить словосочетания в цветные бумажные файлы. Малыш сам может выбирать, какой цвет ему хочется посмотреть сначала, может сам их открывать и смотреть, а при желании можно положить их в открытом виде на пол и прыгать — летать над ними.
Необычный показ листалок — Взять малыша в одну руку, он упирается в вас спиной. Другой рукой взять листалку и показывать на вытянутой руке, сбрасывая страницы. Одновременно с этим кружиться вокруг себя. Получается что все вокруг размыто, а листалка нет — поэтому малыш смотрит на листалку.
— Если ребенок любит компьютер и телевизор, возьмите листалку, закройте ей монитор и показывайте.



Игры с карточками Домана (Чтение с пеленок)

Также интересно о карточках Домана для детей


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Маргарита

ВАУ!

Пожаловаться
Таисия

Здравствуйте! Расскажите пожалуйста, как ваши успехи в обучении? Мы тоже планируем заниматься с рождения, вот присматриваюсь к разным методикам))) Вы только по чтению занимаетесь?

Пожаловаться
Елена
Можете просто зайти и скачать вордовский дкумент из клуба умницы. Вот ссылка 
Пожаловаться
raspberries

Екатерина,   как я рада, что Вы у меня в друзьях))) Огромное спасибо. На сайте у них еще подборка и   здоровская.

Пожаловаться
Екатерина
взаимно)) спасибо, надо тоже глянуть)))
Пожаловаться
Ксения
спасибо!!! очень нужная информация!))
Пожаловаться
попробуем, мы и так их смотрим, но картинки дольше чем слова его занимают.   картинки очень много знает, слова — никак!
Пожаловаться
Екатерина
сорри, видимо система блокирует ссылки, данные в тексте поста… на будущее буду их располагать в комментах
Пожаловаться
Екатерина
продолжение поста и таблица с играми
Пожаловаться
не раб ссылка
Пожаловаться
Екатерина
попробуйте вот так 
Пожаловаться
Екатерина
добавила таблицу прямо в текст поста тут, но теперь это не таблица, а просто текст))