Если женщина приносит позор семье (через слухи о ее добрачных или внебрачных связях, она отказывается от устроенного брака, или пытается получить развод) родственники, в соответствии с традицией, обязанны ее убить.
«Репутация — это все» — говорят палестинские арабы. «Если человек теряет честь, он становится как животное.» Значение чести среди арабов, чьи сообщества представляют объединения племен и кланов, отличаются от западных стандартов, где общество это объединение личностей.
Несоответствующее поведение родственников несет позор каждому в клане. Члены семьи часто остаются в той же деревне и каждый знает друг друга. Когда Вы упоминаете чью — то фамилию, большинство людей может рассказать их историю. Богатые или бедные, но репутация и честь семьи — ее самые важные понятия.
Погруженные в коллективную жизнь (в смысле идентичности), семьи гордятся индивидуальными заслугами своих членов и чувствуют позор, если один из них делает что то постыдное. Семья играет самую важную роль в каждом аспекте жизни в арабском мире. Независимо от того, что человек делает, он должен учитывать свою семью, клан и даже соседей. Как они отреагируют? Что они подумают?
В отличие от западных стран с их индивидуализмом, арабы сосредочены на группе. Семья более важна чем человек. В феодальных, патриархальных обществах Ближнего Востока, честь основана на том, что мужчина чувствует важным, и репутация — это все. К сожалению, тысячи женщин убивают во имя чести только на основании воображения или слухов, которые столь же важны, как и действия и события. Больше всего (но не всех случаях) в эти убийства вовлечены мусульмане. Некоторые еврейские сообщества (от жителей крепости Масада в древности, до консервативного Хасидизма сегодня) имеют подобные представления о традиции и ритуальном законе, но воздерживаются от убийства женщин во имя чести.
Убийство семьей. Убийство женщин на Ближнем Востоке — древняя традиция, которая началась до возникновения Ислама. Арабы иногда даже хоронили своих живых грудных дочерей, чтобы избежать возможного позора, который они могут позже принести семье. Эта практика продолжалась в течение столетий. Возможно, это все еще происходит сегодня среди бедуинов, которые рассматривают девочек, как наиболее вероятную причину потери семейной чести.
Несколько тысяч женщин в год становятся жертвами убийств чести. Многочисленные убийства объявляют несчастным случаем, самоубийством или результатом семейного спора, если о них вообще сообщают. Полиция и правительственные чиновники часто подкупаются, чтобы игнорировать преступления и расследования. Женщин, убитых в результате избиения, сожжения, удушения, выстрела или колотых ран объявляют самоубийцами.
Множество женщин убиты и похоронены в безымянных могилах и само их существование стирается из памяти клана. Факт, что очень много убийств остаются неизвестны, показателен для статуса женщины и роли культуры в исламских странах. Это показывает, что женщины рассматриваются как предмет потребления, принадлежащий мужчинам.
В арабских сообществах Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Израиля и Иордании женщин убивают скрыто дома или публично, перед толпами приветствующих зрителей. Убийства чести составляют, фактически, все убийства арабских женщин в этих областях.
Убийства чести происходят по разнообразным причинам, включая утверждения о добрачном или внебрачном сексе, попытку отказаться от устроенного брака или пыпытку получить развод или это просто факт разговора с мужчиной.
Если женщина приносит позор семье, ее родственники связаны обязанностью и традицией убить ее. Женский позор подобен гниющей плоти. Если эта плоть не будет отрезана, то это поглотит все тело. То есть, вся семья будет опорочена, если она не будет убита.
Среди арабов брак — традиционно семейное дело, а не личный выбор. На девочек часто оказывают давление для вступления в заранее устроенные браки. «Я была вынужден выйти замуж за своего кузена», — журналистам говорила молодая арабская женщина. «Я ненавидел его. Он бил меня, оскорблял перед его семьей и друзьями. Но что я могла сделать? Если бы я сбежала, меня бы убили.»
Мужчины держат всю власть в браке. Им позволено до четырех жен, они могут развестись с женой, просто повторив: «Я развожусь с тобой» три раза перед свидетелями до регистрации декрета в суде. Процесс развода для женщины намного более труден, а в некоторых сообществах, фактически невозможен без согласия мужа.
Действия женщины пристально контролируются ее семьей и семья несет ответственность за ее девственность. Женщина находится во власти мужчин всю жизнь — сначала отца, затем мужа, и наконец, сыновей. Когда целомудрие женщины ставится под сомнение, ее семья испытывает позор, даже если женщина была жертвой насилия, или слухи оказываются необоснованными. В результате ее «позора» ставится под угрозу клан. Из за неё будет трудно устроить браки ее незамужних сестер, а ее мужчины — родственники будут презираемы и высмеяны, пока не убьют ее.
Женщин убивают отцы, мужья, братья, дяди, кузены или сыновья. В сообществах, где это преступление преследуется по суду, братьев подростков поощряют убивать сестер, потому что последствия будут менее серьезны ввиду их возраста. Родственники жертвы, включая матерей и сестер, часто защищают убийства и иногда помогают их выполнить.
Большинство убийств чести происходит в бедных, сельских племенных областях или среди необразованных городских обитателей. Племенное влияние — важный фактор. Образование также важно. Тот, кто плохо образован, непременно убьет сестру или жену.
Так же говорят, что убийства чести санкционированы образованной элитой, теми, кто трактует законы, позволяющие убийцам выходить с небольшим или вовсе никаким наказанием.
Убийцы отбывают небольшой срок, или вовсе избегают тюрьмы, потому что убийства чести получают специальный статус в судах. Мужчины, обвиненные в предумышленном убийстве, могут быть заключены в тюрьму на три — шесть месяцев. После их выхода, друзья и родственники приветствуют их как знаменитостей. Ахмеда, арабского мальчика, убившего свою сестру — подростка, потому что та отказалась от устроенного брака, чествовали после его выхода из тюрьмы. Соседи забрасывали его поздравлениями, а его отец назвал его героем, восстановившим семейную честь.
Западный берег реки Иордан и сектор Газа находятся под Палестинским управлением и под сочетанием иорданских, египтских и племенных законов. Израиль не имеет юрисдикции на этих территориях. Здесь происходит, по крайней мере, 25 «официальных» убийств чести в год среди палестинцев и 35 в год — в Иордании. Фактическое число убийств намного выше.
Сотни женщин погибли при странных и не выясненых обстоятельствах или в сомнительных самоубийствах. Многие похоронены в пустыне, они считаются без вести пропавшими. Тайна их судьбы погребена в песке. Отсуствие надежной статистики препятствует женским организациям бороться с убийствами чести.
Зверство этих преступлений отвратительно. Восемнадцатилетний арабский юноша нанес сорок ножевых ударов сестре — подростку из-за сомнительных слухов. Семья благодарила Бога за ее смерть. В соседстве, шестнадцатилетний мальчик убил свою разведенную мать, нанося ей многочисленные удары, преследуя ее по улице. Мальчик сказал властям, что он был расстроен, потому что соседи сплетничали о ее предположительно безнравственном поведении.
Среди арабов, за все сексуальные столкновения, включая насилие и кровосмешение, возлагают ответственность на женщину. Мужчины считаются невиновными — женщина, должно быть, соблазнила его на насилие или вовлекла в роман. Женщина (как ожидают) должна защитить свою честь, даже ценой собственной жизни. Если она пережила насилие, она будет осуждена за свою «ошибку» и может быть убита ее семьей.
У палестинских женщин, обвинненых в сексуальной неверности или неповиновении, есть мало возможностей обратиться за помощью. Немногим дают возможность опровергнуть обвинения или доказать невиновность. Очень трудно для женщин избежать смертельной опасности. Арабские общества — близко связаны и у большинства женщин недостаточно средств, чтобы жить одной. Палестинские газеты рекламируют объявления, помещенные семьями, которые разыскивают женщин, обвиненных в безнравственном поведении. Когда они находят ее, они ее убивают, потому что вся семья желает смерти девочки. Общество просят не вмешиваться и не укрывать женщину.
Палестинское сообщество ограничило ресурсы и убежища. Женщины, обвиняемые в несоответствующем поведении, часто заключаются в тюрьму, для защиты от их семей. По крайней мере 50 женщин в год заключается в тюрьму в Иордании в случаях, связанных с честью. Соответствующее число на Западном Берегу реки Иордан и в секторе Газа — неизвестно. Срок заключения варьирует от нескольких месяцев до нескольких лет. Некоторые из заключенных женщин выражают беспокойство, что никогда не смогут оставить тюрьму, потому что их семьи непременно их убьют.
Заключенная в тюрьму женщина может быть освобождена только под гарантию ее безопасности со стороны родственника мужчины. Независимо от данных гарантий, женщин часто убивают в течение нескольких часов после их освобождения. Фаез Мухаммад обеспечил освобождение своей 17-летней дочери Ламисы из иорданской тюрьмы, где она оставалась под защитой. Хотя он гарантировал ее безопасность, сам перерезал ей горло. Фаез был приговорен к девяти месяцам тюрьмы за это преступление.
Жертвы «позора». В арабских сообществах «чистота» женщины непосредственно влияет на репутацию семьи. Если женщина была изнасилована или (даже по слухам) участвовала в добрачных сексуальных отношениях, ее подвергают медицинскому освидетельствованию в клинике для проверки девственной плевы. Этот процесс может иметь фатальные последствия. Более 75% палестинских женщин в Иордании, подвергнутых проверке девственной плевы, были впоследствии убиты членами семей, несмотря на тесты, доказывающие что они все еще были девственницами.
Некоторые женщины, включая девственниц, делают операции, чтобы укрепить девственную плеву до брака и гарантировать кровотечение во время брачной ночи. Эта процедура (незаконная в большинстве арабских стран) может спасти честь женщины, и возможно и ее жизнь. Среди арабов важно, чтобы невеста была девственна. Если девственная плева невесты повреждена, или не кровоточит во время первого проникновения, муж может объявить брак недействительным и возвратить невесту в ее семью, рассматривая ее как испорченный товар. В этом случае семья невесты не имеет альтернативы, кроме убийства дочери, даже если она невинна.
С племенной точки зрения, единственный способ, которым семья может восстановить свою честь, состоит в устранинии женщин. Закон клана является священным. Мужчина имеет право убивать для восстановления его чести. Суды оправывают убийства чести, сравнивая репутацию женщины со стаканом — «Когда он разбит, его нельзя восстановить.» Некоторым арабским женщинам, потерявшим честь, дается шанс «умереть с достоинством», обвязав себя взрывчаткой и подорвав, убивая израильтян.
В некоторых областях, арабская женщина может выйти на улицу только в сопровождении родственника мужчины. Но ее мужской «опекун» (отец, брат, дядя, кузен) может быть сексуальным хищником, который изнасилует ее. Если, в результате этого насилия, женщина забеременеет, этот родственник публично обвинит ее в позоре семьи, убьет ее и их будущего ребенка. В прошлом году, 17-летняя Афаф Юнис была убита своим отцом, который, предположительно, сексуально эксплуатировал ее. Афаф пыталась бежать от сексуальных злоупотреблений отца, но была поймана и возвращена отцу. Отец растрелял ее во имя чести.
Шестнадцатилетняя арабская девочка забеременела, будучи изнасилованна младшим братом. Как только ее положение стало очевидным, семья поощрила старшего брата убить ее, чтобы удалить пятно с чести семьи. Оба брата — насильник и убийца были реабилитированы. Есть еще более ужасные случаи. 4-летняя арабская девочка, изнасилованная двадцатилетним мужчиной, была оставлена ее семьей на улице, где она умерла от кровотечений. Они сделали это, потому что чувствовали, что ее позор запятнает семью.
Женщины часто принимают свою судьбу, покорно ожидая казни, даже в случае кровосмешения или насилия. «Они должны убить нас и препятствовать им сделать это — неправильно. Таков закон нашего общества.» Девочки, чувствуя, что их жизнь разрушена скандалом, покорно идут на резню. Такова власть культуры, которая обусловила покорное принятие ролей и жертвы и убийцы. «Он не имел выбора, кроме как убить ее», — говорит Ратеб, чей сын убил 16-летнюю сестру после того, как она была изнасилована." Он измучился. Общество преследовало его из-за того, что сделала его сестра. Ее смерть помогла смыть позор."
Так поступают не только арабы. В 2002 году 35-летнюю жительницу Нигерии Сафию Хуссейни забьют камнями за «прелюбодеяние». Так решил суд, обсуждая поступок женщины, который не соответствует шариатской морали. Сафия, не находясь в браке, родила ребенка. В Нигерии, где преобладает мусульманское население, действуют нормы шариата. А согласно им Сафия Хуссейни совершила «супружескую измену». И это несмотря на то, что женщина давно разведена и изменять уже ей некому. Изменой в этом случае считается «вступление в интимные отношения». И наказание за прелюбодеяние одно v смерть. Между тем (по словам женщины) забеременела она потому, что стала жертвой насильника. Один из местных жителей пришел к ней свататься и, получив отказ, надругался над непокорной невестой. Девочка появилась на свет в феврале 2001 года. Приговор суда имел широкий общественный резонанс, за осужденную вступились многочисленные правозащитники в Европе и Америке. Судьбой Сафии обещал лично заняться президент Нигерии Олусегун Обасанджо. Чуть раньше аналогичное обещание давал министр юстиции страны Бола Иге, но 23 декабря 2002 года он при загадочных обстоятельствах был убит. Пока суд штата Сокото рассматривает апелляцию, Сафия продолжала жить в своем доме. Шариатский суд позволил ей провести последние дни своей жизни вместе с дочерью. Потом несчастную женщину убили.
В некоторых деревнях Израиля дочерей тоже судят за ветреный характер по всей строгости семейных законов, предусматривающих различные виды наказаний от порки до смертной казни. В 2005 году друзская девушка из местечка Рама получила за свое вольнолюбие высшую меру – родители приговорили ее к смерти через «множественные ранения». После вынесения вердикта мама и папа взяли по ножу и методично изуродовали бесчестную наследницу. Не удосужившись даже смыть кровь с рук, отец снял трубку и набрал номер полицейского участка, чтобы сообщить об удачно проведенной экзекуции. К тому моменту, когда на плаху прибыл поднятый по тревоге спецотряд вместе со следственной группой, палачи уже находились в полной несознанке и на вопрос «Кто убил?» только тыкали друг в друга пальцами. Причина домашней экзекуции кроется в личной жизни девушки, полагают следователи, скорее всего, ей пришлось «смыть секс кровью», то есть, расплатиться за любовные похождения, неугодные родителям.
В Израиле это называется «убийство чести». Термин относится исключительно к женщинам, портящим имидж семьи различными постыдными связями. Казнь в Раме – не первая и не последняя в своем роде, считают следователи, а происходят подобные домашние расправы оттого, что наряду с государственными законами в семьях действуют особые правила чести, не предусмотренные ни одним кодексом.
Правда, ведут себя всегда священные палачи как самые обыкновенные преступники – выбрасывают тело на пустырь рядом с домом, а на допросах обвиняют с убийстве друг друга. Полиция всегда склоняется к мысли, что, скорее всего, они резали дочь на пару, просто страх перед официальным законом всегда заставляет их выкраивать для себя спасение. Основная версия обычно такова: один из родителей был палачом, а другой выступал в качестве «добровольного активного помощника», то есть, проще говоря, папа резал, а мама держала. Или наоборот.
www.basha.lv/?wp=1794&lg=1
читала Суад — сожженная заживо. У меня волосы шевелились от этого ужаса. не то, чтобы я была против целомудрия и морали, но убить так, за то, что залетела… это перебор.