О пользе развития мелкой моторики ребенка слышала, наверное, каждая современная мамочка. Моторика в данном случае —  это движение. В принципе, существует две моторики: крупная и мелкая. Крупная моторика —  это движения тела, рук, ног. А мелкая —  движения ладошек и пальчиков. В мозгу человека центры, которые отвечают за мелкую моторику и за речь, расположены совсем рядом, при этом именно на движение рук и пальчиков выделяется около трети той зоны мозга, которая отвечает за движение в принципе. Эти два факта и большое количество проведенных исследований позволяют с уверенностью говорить о том, что развитие мелкой моторики рук ребенка тренирует не только пальчики, то и развивает «соседа» по мозговым клеткам —  речевой аппарат. Кроме того, хорошо развитая мелкая моторика влияет на наблюдательность, память, внимание, мышление. Да и вообще —  хорошо развитые и умелые руки в жизни не помешают!

Существует множество способов развития мелкой моторики детей —  придуманных как врачами, так и заботливыми родителями. Я разбила их на несколько групп в соответствии с возрастом чада:

1. От рождения до полугода  — это «лежачий» период, ребенок узнает про наличие ручек и ножек и учится переворачиваться на животик. В   этот период ему очень важна связь с мамой. Здесь будут полезны следующие развивающие действия:

Массаж кистей ребенка  — сжимайте ладошки и пальчики маленького человечка, давайте ему свои пальцы и слегка приподнимайте на них. Разминайте руки ребенка во время кормления грудью или из бутылочки.

Пальчиковые игры  — классическая «сорока-ворона» (Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому —  не дала! Он воду не носил, печку не топил, кашку не варил —  нет ему ничего!) Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Игрушки  — яркие, разные по объему, форме и фактуре. Привлекайте ими внимание ребенка, чтобы у него появилось желание схватить и изучить! Это могут   быть как представленные в магазинах в огромном ассортименте погремушки и шуршалки, так и сделанные самостоятельно мешочки с фасолью, крупой и орехами. Очень актуальны яркие  слингобусы  на шее мамы.

2. От полугода до года  —  время, когда ребенок начинает садиться и ходить, активно изучает мир. В этот период вашему ребенку необходимы:

Рисование  — пальчиковые краски, пластилиновые картинки, рисование по подносу с крупой. Малыш рисует пальцами, хлопает ладошками по листам (их лучше взять большего, чем А4 формата, чтобы было, где «разгуляться», идеальный вариант – ватман). Это важный период, когда ребенок начинает осознавать, что в результате его действий что-то происходит. 

Музыкальные игрушки. Игрушки с большим количеством кнопочек, которые издают разные звуки, игрушки–пищалки. Раскрасьте старую клавиатуру и вручите ребенку, звуки можете издавать сами:).

Развивающие игрушки  — сортеры (коробочки с прорезями разной формы), пирамидки и кубики, крупный конструктор, шнуровки. Усадив ребенка в стульчик для кормления, дайте ему тарелку с фасолью, орешками, пуговицами, крупными бусинами —  пусть разберет их по разным тарелочкам. Вырежьте на пластиковой бутылке смешную рожицу с отверстием-ротиком, ребенок может «кормить» такую куклу все той же фасолью. 

3. От года до трех лет  — ребенок-исследователь и творец, многое жаждет делать сам. В это время в развитии навыков мелкой моторики помогают:

Кормление  — дайте, наконец, ребенку ложку, пусть кушает самостоятельно. Начните обучение с любимого сладкого пюре —  и терпение, только терпение!

Рисование  — становится интереснее и сложнее, ребенку можно предложить кисточки и карандаши. 

Рукоделие  — нанизывание бус (сначала крупных —  от старых счетов или массажера для спины подойдут прекрасно), аппликация (если опасаетесь давать ребенку ножницы —  обеспечьте его вырезанными   заранее картинками, пусть клеит сам, коллажи вас удивят!), поделки из природного материала, вышивание и бисероплетение.   Помните о технике безопасности в этот период.

Лепка  —  пластилин и специальные массы для лепки вам в помощь. Простые шарики и колбаски приводят чадо в восторг, из них получаются вполне определенные персонажи вроде гусеничек и забавных человечков. Самый безопасный материал для лепки —  это соленое тесто. Его готовят из равных частей муки и соли, которые разводятся водой до консистенции мягкой глины. Такое тесто можно хранить в холодильнике в течение трех недель. При желании его можно слегка тонировать соками или пищевыми красителями. 

Помощь по дому. Не удивляйтесь, именно в этом возрасте это очень важно для развития ребенка. Помочь маме месить тесто, почистить вареное яичко, стереть пыль со своей полки —  при этом развивается не только моторика, но и навыки ведения хозяйства. 

Развивающие игрушки сейчас —  это пазлы, мелкие конструкторы, мозаика.

4. От трех лет до школы  — я бы назвала этот период «время пожинать плоды», ведь именно сейчас ваш ребенок проявляет свои способности в полной мере.

Подходят все способы, упомянутые в предыдущем периоде. Обязательно научите ребенка завязывать шнурки!

И главное —  почаще берите руки своего ребенка в свои. Несмотря на возраст.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ДаздрапермаПеркосрак
в закладки
Пожаловаться
Александра
Хорошая статья.