МАМА, КАК ПОСРЕДНИК
Воспитание, в широком смысле слова, – это комплекс мер воздействия на ребенка с целью приобщения к социальным нормам общества, в котором он живет. Но как насчет малыша, который живет пока не в обществе, а в материнской утробе? Специалисты считают, что его тоже можно воспитывать.
Самая главная «педагогическая» задача в этот период – внушить малышу веру в его собственные силы и в дружелюбие окружающего мира. Добиться этого помогает забота о беременной женщине, благодаря которой будущая мама находится в благоприятном физическом и психологическом состоянии и «заражает» здоровьем и оптимизмом свое дитя.
Специалисты утверждают, что эмоциональное состояние ребенка в материнской утробе чрезвычайно подвержено внешним влияниям из-за повышенной чувствительности психики беременной женщины. Поэтому все эмоции, которые испытывают к будущей маме окружающие люди, незамедлительно сказываются на ее ребенке. Известны случаи, когда после нервного срыва беременной, утверждавшей: «Я не хочу, ненавижу ребенка», ее абсолютно здоровый малыш переставал шевелиться, как будто стараясь затаиться и лишний раз не напоминать матери о своем существовании. Надо ли говорить, что вряд ли такой человек в дальнейшем сможет смело и открыто общаться с людьми.
Хотя стоит отметить, что некоторые исследования указывают на определенную пользу нестабильного эмоционального состояния будущей мамы. Так, ученые из Стэнфордского университета (США) выявили, что у беременных женщин, склонных к депрессии, выше шансы рождения ребенка с творческими способностями.
ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ?
Научно доказан факт, что в мозге новорожденного ребенка уже существуют атрофированные нервные клетки. Некоторые ученые предполагают, что атрофировались они из-за того, что не были востребованы во время внутриутробного развития. Отсюда РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, которое позволит максимально полно воспользоваться врожденным потенциалом человеческого мозга.
Современные ученые утверждают, что интеллект взрослого человека зависит не от количества серого вещества, а от скорости созревания мозга и формирования нервных связей в детстве и юности. Это означает, что пренатальное обучение служит основой для будущих способностей и талантов человека.
Более того, в 1986 году американский ученый Брент Лоуган заявил о вреде излишнего оберегания плода от внешних воздействий, особенно звуковых. Недостаток ощущений (главным образом слуховых) во внутриутробном периоде тормозит развитие мозга и приводит к рождению детей с признаками функциональной незрелости организма.
Более двух тысяч лет назад в Китае и Японии беременных женщин селили в специальные общины, расположенные в красивой местности, где будущие мамы любовались природой и слушали приятную музыку. Считалось, что это развивает эстетический вкус ребенка.
Английский ученый Петер Хеппер и его американский коллега Рене Ван де Кар занимались изучением влияния различных воздействий на внутриутробное развитие ребенка. Ван де Кар разработал особую систему ручного массажа живота беременной женщины, призванную ускорить интеллектуальное развитие плода. А Петер Хеппер доказал влияние музыки на активность малыша в утробе. В его экспериментах будущие матери надевали наушники на живот, чтобы кроха мог послушать мамину любимую музыку. В это время специальная аппаратура наблюдала за шевелениями плода, измеряла его сердечный ритм. Исследования Хеппера показали, что даже не рожденный еще ребенок обладает музыкальной памятью и узнает мелодии, которые уже слышал. Более того, эти мелодии он вычленяет из множества других звуков и после рождения.
ЛЕПИМ ГЕНИЯ!
Музыкальный метод воздействия на плод в России успешно применяет создатель так называемой Сонатал-педагогики Михаил Лазарев. Занятия с беременными по его методу включают в себя прослушивание специально разработанных музыкальных композиций, благотворно влияющих на маму и малыша, пение и говорение с ребенком под аккомпанемент этих мелодий, движение под музыку с элементами укрепляющей гимнастики, а также свободное рисование. По мнению автора методики «Сонатал», она прививает родителям навыки общения с ребенком, а кроме того, приносит маме и малышу тройную пользу:
* Музыка будит в женщине интересные ассоциации, положительно влияет на ее эмоции, а через маму – на эстетическое развитие ребенка;
* Движение под музыку – это прекрасная физическая тренировка единого организма матери и плода;
* Музыкальные вибрации стимулируют обменные процессы в тканях и органах беременной женщины и ее ребенка.
У авторов методики имеются данные научных исследований, указывающие на то, что по завершению занятий новорожденные «выпускники» опережают возрастные нормы физического развития. А сами мамы отмечают в первую очередь положительные эмоции, которые они с малышами испытывают во время занятий. Привычка ощущать радость в компании с ребенком – залог прекрасных отношений с ним в будущем.
Советские педагоги-практики Никитины говорили еще и о пользе умеренной физической нагрузки для беременной женщины. Они полагали, что небольшой недостаток кислорода, который возникает из-за нее, не причиняет вреда плоду, но побуждает его активно двигаться. Как результат – ребенок рождается уже натренированным, физически более развитым, чем дети тех женщин, которые мало двигались во время беременности.
О САМОМ ГЛАВНОМ…
О целесообразности пренатального обучения ведутся споры. Существуют две крайности во взглядах на обучение до рождения:
«Пренатальное обучение не нужно». Нерожденный ребенок воспринимается такими родителями как «будущий», а не как существующий. А если малыша еще нет, значит, и учить его чему-либо бессмысленно.
«Все прогрессивные новинки в сфере раннего развития и обучения – это безусловное благо». Таким образом убежденные родители с энтузиазмом берутся осваивать одну новую методику за другой (иногда даже сомнительные, авторами которых движет прежде всего желание заработать на амбициях современных мам и пап) и… отдаляются от своей инстинктивной природы и родительской интуиции.
А ведь надо понимать, что полезны лишь те развивающие занятия для беременной женщины и ее малыша, которые призваны не заменить материнское чутье плодами научного прогресса, а, наоборот, помочь будущей маме лучше понимать свое дитя, наладить контакт с ним, развить чувство ответственности за ребенка.
Основываясь на различных исследованиях и собственном опыте, сторонники пренатального обучения утверждают, что дети, прошедшие его, обладают рядом преимуществ по сравнению с ровесниками, до рождения лишенными насыщенной учебной программы, а именно:
* Рождаются физиологически более зрелыми; легче приспосабливаются к «автономному существованию» – рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, хорошо спят;
* Значительно реже болеют на первом году жизни;
*- Имеют меньшую вероятность появления хронических заболеваний;
* Дольше находятся на грудном вскармливании;
* В раннем и дошкольном возрасте лучше развиваются физически и психически (быстрее и выносливее, имеют больший объем внимания и памяти);
* Зачастую обладают более высоким коэффициентом интеллектуального развития; имеют более высокую обучаемость, креативность, быстрее формируется их готовность к школе.
Родители, не желающие «беспокоить ребенка по пустякам», считают, что все перечисленные преимущества достигаются не какими-то манипуляциями с животом беременной женщины, а заинтересованностью родителей в своих детях, готовностью уделять время и силы занятиям с ребенком после рождения и ответственным подходом к его здоровью. По их мнению, малышу гораздо полезнее, если будущая мама получает удовольствие от того, что ходит на работу или в гости, а не от того, что проводит "«рок"»для крохи.
ДОРОГИЕ БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ, ВАШ ЕЩЕ НЕРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ – УЖЕ ЧЕЛОВЕК! ОН УЖЕ ФОРМИРУЕТ СВОЙ ХАРАКТЕР, ВКУС И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО! ПОМОГИТЕ ЕМУ В ЭТОМ!
ВОСПИТАНИЕ ДО РОЖДЕНИЯ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ: «ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?
Комментарии
Зинаида
Детище Брента Лоугана есть в России, моя знакомая покупала в интернет-магазине