Эмоциональная сфера личности представлена особым классом субъективных психических процессов и состояний, в которых отражается отношение человека к окружающей действительности и к самому себе в форме переживаний.Эмоциональную сферу составляют: собственно эмоции; чувства; настроение; аффект; страсть; стресс; фрустрация.Эмоция (в узком смысле слова) – это психический процесс, в котором отражается непосредственное, временное, субъективное переживание.Три составляющие эмоций: мимическое выражение; физиологическая реакция; субъективное переживание.Мимическое выражение, сопровождающее эмоцию, сохраняется на лице в течение 0,5 – 4 секунд; если дольше – значит, человек «изображает» эмоцию.К физиологическим реакциямотносятся покраснение (побледнение), дрожь в конечностях, изменение дыхательного ритма, сокращение гладкой мускулатуры кишечника и др.Субъективное переживание– это то, что мы называем гневом, радостью, интересом, страхом и т.д.Классификация эмоцийа) Классификация К.Изарда– выделяет 10 основныхэмоций: интерес; радость; удивление; горе; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.б) Б.И.Додонов связывает эмоции с потребностями: коммуникативные эмоции связаны с потребностью в общении; глорические (gloria– слава) эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в признании; эстетические эмоции связаны с потребностью в прекрасном; гедонистические эмоции (gedone– наслаждение) связаны с потребностью в телесном и душевном комфорте; к ним можно отнести сладкую лень, негу, истому и т.д.; пугнические (pugna– борьба) эмоции связаны с потребностью в острых ощущениях, в борьбе и преодолении трудностей; романтически эмоции связаны с потребностью в необычных переживаниях, в прекрасном, необыкновенном, неизведанном; праксические эмоции вызываются успешностью или неуспешностью деятельности; акизитивные (acquisition– приобретение) эмоции связаны с потребностью приобретать, накапливать, коллекционировать; гностические (gnosis– знание) эмоции связаны с потребностью узнавать новое, учиться, решать интеллектуальные задачи; альтруистические эмоции (нет картинки) связаны с потребностью помогать, содействовать, покровительствовать.В зависимости от преобладающих эмоций формируется общая эмоциональная направленность личности.1. Альтруистический тип — к этому типу принадлежат люди, которым важен непосредственный контакт с окружающими, ценны эмоции нежности, сочувствия, сопереживания. 2. Коммуникативный тип — у людей этого типа существует потребность общения с людьми – желание делиться с ними мыслями, чувствами, переживаниями, для них важно завоевать симпатию, одобрение, расположение со стороны близких и уважаемых людей. Таким людям необходимо, чтобы рядом обязательно был друг или сочувствующий человек.3. Праксический тип — для людей праксического типа ценным является стремление к цели и удовольствие от успехов на этом пути. 4. Гностический тип — гностические эмоции связаны с потребностью получения информации. К этому типу принадлежат ученые, которые испытывают гностическое удовольствие, занимаясь исследованиями.5. Романтический тип — для «романтиков» характерно стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному и экзотическому, ожидание чего-то необыкновенного, чуда. 6. Пугнический тип — эмоции здесь возникают из-за потребности в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. 7. Эстетический тип — наслаждение прекрасным, жажда красоты, чувство изящного, возвышенного — вот мир переживаний людей данного типа.8. Глорический тип — люди этого типа любят, когда ими восхищаются, любуются, перед ними преклоняются. 9. Акизитивный тип — главное наслаждение людей данного типа – страсть, удовольствие по случаю приобретения. 10. Гедонический тип — у «гедонистов» особый эмоциональный мир, который связан с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Традиционными методами изучения эмоциональных состояний являются наблюдение, опросник, анкетирование.Анкетирование – диагностический метод получения социально-психологической и психологической информации на основе вербальной коммуникации. Наблюдение– метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях. Для обеспечения объективности метода наблюдения используются специальные средства – схемы и диагност-карты наблюдений. Тестирование– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), с определенной шкалой значений. Целью использования тестов является измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства личности). Опрос– диагностический метод выявления биографических сведений, социально-психологических особенностей (ценностных ориентаций и социальных установок), личностных и эмоциональных особенностей. Беседа– диагностический.метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Виды бесед: свободная (не регламентированная формой и темой); директивная (регламентированная темой и заданной стратегией). Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.Тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при¬нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше¬ния конфликтов — при этом используются самые разнообразные при¬емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис¬куссии, способы самоконтроля и т.д.
Комментарии