Люблю книги по психологии и медицине. Немного историиЧитать в полной версии Гийом-Бенжамен-Аман Дюша(е)нн де Булонь (Guillaume-Benjamin-Amand Duchenne de Boulogne) – французский физиолог, невролог и «отец электротерапии» в истории фотографии занимает не менее заметное место, чем в истории медицины. Он интересовался механизмами работы мышц, разработал процедуру э-э-э… взятия образцов мышечной ткани, которая предшествовала современной биопсии, исследовал некое явление, названное «мышечной дистрофией Дюшанна». Все это я излагаю, по-простонародному, могу запросто ошибиться в простой терминологии, но, надеюсь, вы мне поверите – фигура это масштабная. Дюшанн де Булонь в своих впечатляющих экспериментах изящно использовал три больших изобретения 19 века – физиологию, электричество и фотографию.

Историки фотографии отмечают вклад Дюшанна по двум пунктам. Во-первых, его книга 1862 года «Механизмы мимики лица» была одним из первых медицинских трудов, проиллюстрированных фотографически. То есть, принципиально фотографически, в расчете на абсолютную наглядность, коммуникацию со зрителем и даже, в какой-то степени, шоу.

Во-вторых, его обращение с фотографией хорошо показывает отсутствие заметной идеологической разницы между научной демонстрацией и художественными упражнениями в фотографии середины 19 века. Еще один характерный пример подобного же рода – фотографическое иллюстрирование книги Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), осуществленное Оскаром Рейландером. Фотографирование организовывается в соответствии с правилами студийного портретирования, и все составляющие работы – выбор моделей, организация поз, освещение, композиция и т.п – рассчитаны на зрителя, привыкшего воспринимать определенный набор изобразительных клише, идущих еще из живописи. Важную роль играет и тот факт, что и Дюшанн и Дарвин адресовали свои труды не только научному сообществу, но и художникам. И анализировали свои физиологические изыскания, сравнивая их с принципами изображения эмоций в живописи и скульптуре. (Это можно наблюдать в таблицах Дюшанна, где рядом с фотографиями людей помещены репродукции произведений искусства).



Электро-физиологическо-фотографические эксперименты Дюшанна начались в 1852 году. В них участвовали пятеро добровольцев и фотограф Адриен Турнашон (младший брат Надара). Две женщины, студент (изучавший анатомию), спившийся рабочий и полусумасшедший бывший башмачник подверглись воздействию электрических импульсов перед объективом камеры. С помощью электродов, идущих от генератора (спрятанного где-то за кадром) Дюшанн де Булонь демонстрировал работу отдельных лицевых мышц и их сочетаний, весьма сожалея о том, что фотография не позволяет наглядно показать весь процесс в его непрерывности (доктор просто нуждался в кинематографе). Последняя модель, которую Дюшанн называл «безобразным стариком» была ключевой фигурой эксперимента. Он был худым, у него были живописные морщины и вообще его физиономия очень хорошо подходила для научных целей. Кроме того, он страдал частичной нечувствительностью к боли, что тоже было весьма кстати. Интересно, откуда Дюшанн его взял. В 1850-е доктор работал в известной больнице Сальпетриер – может оттуда. (Я бы также хотела знать, кем были две участвовавшие в опыте дамы).





Книга с результатами работы — Mécanisme de la physionomie humaine, ou Analyse électro-physiologique de l'expression des passions applicable à la pratique des arts plastiques, опубликованная в 1862 году почему-то не снискала большой популярности и энтузиазма среди коллег Дюшанна. Только после того, как через 10 лет Дарвин отдал Дюшанну должное в предисловии к своей вышеупомянутой книге The Expression of the Emotions in Man and Animals, к труду Дюшанна присмотрелись внимательнее. Кстати, Дарвин адаптировал некоторые из его фотографий для иллюстраций к своей книге.



Возможно, работа Дюшанна обнаруживала слишком материалистический, механистический подход к трактованию эмоций. Современные исследования показывают, что часто искусственное стимулирование лицевых мышц, отвечающих за выражение определенных эмоций, приводит к появлению этих эмоций. Возможно, работа Дюшанна невольно подталкивала читателя к каким-то подобным выводам, не оставляла места нематериальным проявлениям души.



Я где-то читала, что Дюшанн не только на живых людях экспериментировал, но и гальванизировал трупы и, главное – тоже фотографировал этот процесс. Вот, на что было бы интересно посмотреть, правда?