ГРУППЫ АВТОКРЕСЕЛ

Согласно Европейскому Стандарту Безопасности ЕСЕ R44 (поправки серий 03 и 04) и национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), детские удерживающие устройства делятся на пять весовых групп, соответствующих весу ребёнка.

Группа 0:

Читать в полной версии

Тир устройства – автолюлька

Вес ребенка – менее 10 кг

Возраст ребенка – 0-9 месяцев

Установка в автомобиле – На заднем сиденье, перпендикулярно направлению движения

Группа 0+ :

Тир устройства – Автокресло-переноска

Вес ребенка – менее 13 кг

Возраст ребенка – 0-1,5 года

Установка в автомобиле – На заднем или переднем сиденье против хода движения

Группа I:

Тир устройства – Автокресло

Вес ребенка – от 9 до 18 кг

Возраст ребенка – 9 месяцев-4 года

Установка в автомобиле – На заднем или переднем сиденье по ходу движения

Группа II :

Тир устройства – Автокресло

Вес ребенка – от 15 до 25 кг

Возраст ребенка – 3-7 лет

Установка в автомобиле – На заднем или переднем сиденье по ходу движения

Группа III :

Тир устройства -  Бустер

Вес ребенка -  от 22 до 36 кг

Возраст ребенка – 6-12 лет

Установка в автомобиле – На заднем или переднем сиденье по ходу движения

____________________________________________________________

Уже так сложилось, что детские удерживающие устройства называют автокреслами, хотя не все из них таковыми являются. Чтобы понять, о чём именно идёт речь, познакомимся поближе с представителем каждой группы.

Автолюлька (группа 0) предназначена как для кратковременных поездок, так и для длительных автопутешествий на дальние расстояния малышей с рождения до 6-9 месяцев (весом до 10 кг). В люльке ребёнок располагается в положении «лёжа». ВНИМАНИЕ! Перевозить ребёнка в автомобиле в обычной люльке от коляски или в конверте-переноске ОПАСНО!

В отличие от обычных колясочных корзин, автолюлька имеет цельнолитой корпус из ударопрочной пластмассы и внутренний поясной ремень, которым необходимо пристёгивать ребёнка, едущего в машине. Ремень регулируется по длине, для большего комфорта и безопасности малыша под пряжкой ремня предусмотрена мягкая и широкая подушечка. Для защиты головы младенца в автолюльку ставится специальный мягкий вкладыш. Если он не входит в комплект автобезопасности люльки, то желательно докупить отдельно C-образный подголовник – мягконабивной или надувной, который укладывается вокруг головы ребёнка и мягко её фиксирует. С такой защитой даже на неровной дороге малыша не будет беспокоить тряска, его головка не будет болтаться из стороны в сторону.

В салоне машины автолюлька устанавливается на заднем сиденье. С помощью ремней-переходников она прищёлкивается к штатным ремням безопасности автомобиля и надёжно ими удерживается. ВНИМАНИЕ! Автолюльку рекомендуется устанавливать изголовьем от двери машины, чтобы малыш не пострадал в случае бокового столкновения. Вне машины автолюлька используется на прогулках как обычная люлька, установленная на совместимое с ней шасси коляски, а так же дома в качестве колыбельки (многие модели имеют функцию качалки). Встроенные или съёмные ручки позволяют переносить в автолюльке ребёнка.

_____________________________________________________________

Автокресло-переноска (группа 0+) представляет собой переносное автомобильное сиденье, предназначенное для детей с рождения до полутора лет (до 13 кг). В переноске малыш располагается в удобном и физиологичном положении «полулёжа», за счёт чего (в отличие от автолюльки) у него увеличивается обзор, а значит, поездки станут для него более интересными. Кроха уснул в дороге? Удобная конструкция переносного «гнёздышка» способствует крепкому и здоровому сну, особенно если спинка может откидываться в лежачее положение, или/и предусмотрен мягкий эргономичный вкладыш для более комфортного размещения ребёнка. Тем не менее, родителям не стоит забывать, что дети, пока ещё не умеющие самостоятельно сидеть, больше времени должны проводить лёжа на ровной горизонтальной поверхности. Поэтому автопереноски рекомендуется использовать для недолгих поездок, время пути которых не превышает полутора-двух часов подряд.

Автокресла этой весовой группы могут устанавливаться как на заднем, так и на переднем сиденье автомобиля, но всегда только против хода движения. Это обусловлено тем, что только в таком положении младенец, у которого не пропорционально тяжёлая голова и тонкая, пока ещё неокрепшая шея, имеет шанс перенести фронтальное столкновение автомобиля. Глубокая посадка автокресла, корпус из прочного пластика (или алюминиевый каркас) в сочетании с мягкой обивкой призваны обеспечить малышу безопасную поездку. Конечно же, если водитель везёт малыша без сопровождающего, удобнее ставить переноску именно на переднее сиденье, чтобы кроха всегда был в поле зрения мамы или папы, и им не приходилось бы лишний раз отвлекаться от дороги. Да и ребёнку будет спокойнее видеть, что он едет не один.

В переноске, малыш удерживается встроенным Y-образным или пятиточечным ремнём, который регулируется по размеру в зависимости от возраста ребёнка и его одежды. Само же автокресло чаще всего, крепится в машине штатными ремнями безопасности (в том числе с использованием специальной базы-подставки) или с помощью системы крепления Isofix.

Крепление ремнями делает кресло универсальным – оно может быть установлено в машине любой марки. Правда иногда для закрепления детского автокресла может не хватить длины стандартных ремней автомобиля. В этом случае их придётся заменить более длинными, обратившись в свой сервисный центр. Чтобы не было подобных сложностей лучше ещё при покупке примерить кресло к своей машине. Порядок фиксации автокресла ремнями может вызвать затруднения, особенно если схема пропускания ремней окажется слишком замысловатой. Неправильно установленное и не закреплённое должным образом автокресло, не будет выполнять свою удерживающую функцию, и безопасность малыша окажется под угрозой. Поэтому стандарты обязывают производителей наносить на автокресло в удобочитаемом месте подробную и понятную схему крепления ремней (схема должна быть видна, даже если ребёнок сидит в кресле), а так же обозначать цветом места для их пропускания. Для кресел ориентированных против хода движения контрольный цвет следа лямки – голубой.

Чтобы облегчить и ускорить процесс установки детского кресла, некоторые модели могут использоваться со специальной подставкой-основанием, которая стационарно закрепляется и постоянно находится в автомобиле. Благодаря такому приспособлению кресло достаточно будет просто защёлкивать на базе, не используя каждый раз ремни. И даже если малыш спит, его не придётся беспокоить, «усаживая» в машину или вынимая из неё. При необходимости (например, если малыш поедет в другой машине), переноску можно закреплять и обычным способом – напрямую ремнями. В зависимости от модели автокресла, основание продаётся в комплекте с ним или докупается отдельно. В автомобиле оно крепится штатными ремнями или защёлками Isofix.

С системой Isofix штатные ремни вообще не нужны, и допустить ошибку, закрепив кресло не правильно, становится практически невозможным (если всё сделано как нужно, индикаторы правильной установки сменят цвет с красного на зелёный). Кресло простым щелчком жёстко фиксируется в двух точках к кузову автомобиля за специальные скобы, которые располагаются в зазоре между подушкой и спинкой заднего сиденья машины.

Для более надёжной трёхточечной фиксации автокресла с системой Isofix, может использоваться нижний упор в пол автомобиля или верхний якорный ремень, который закрепляется за спинкой заднего сиденья машины. Порядок крепления такого ремня описан, в том числе, и в руководстве по пользованию автомобилем. ВНИМАНИЕ! Система крепления Isofix предусмотрена не в каждой модели машин. Перечень марок автомобилей, допускающих такой способ крепления должен прилагаться к автокреслу. Это необходимо уточнить и в руководстве по эксплуатации своего автомобиля.

Автокресло 0+ многофункционально и может активно использоваться вне машины. Так, за ручку в нём можно переносить малыша. В связи с этим, при покупке, стоит обратить внимание ни тяжёлое ли креслице. Вполне приемлемый вес переноски, который сможет «взять» даже хрупкая мама – 2,5-3,5 кг. Стоит оценить и удобство ручки – её форму, месторасположение, возможность захвата. Хорошо, если у ручки есть мягкие противоскользящие накладки и возможность фиксации её в нескольких положениях. Чтобы крохе было не скучно, за ручку можно подвешивать игрушки. ВНИМАНИЕ! В дорогу лучше брать только мягкие и лёгкие игрушки, чтобы в случае аварии они не могли причинить ребёнку травмы.

Переноска в составе «системы путешествий» может устанавливаться на шасси коляски или непосредственно на облегчённую прогулочную коляску, благодаря чему в автокресле малыш может гулять. Если шасси (коляску) возить с собой в багажнике, то по прибытии на место, автокресло с ребёнком (даже спящим), можно будет ставить на колёса и дальше везти малыша в коляске, не потревожив его сон. Переноска используется и дома в качестве удобного переносного креслица-качалки. Занимаясь по хозяйству, мама сможет всюду брать малыша с собой – так и дела будут переделаны, и ребёнок всегда будет на глазах, занятый игрушками и раскачиванием. Найдётся применение переноске и на даче, и на пикнике.

_____________________________________________________________

Детское автокресло группы 1 по форме уже напоминает взрослое автомобильное сиденье, только маленькое. Кресло этой группы предназначено для перевозки детей с массой тела 9-18 кг, то есть в возрасте от 9-12 месяцев до 3-4 лет. Автокресло рекомендуется устанавливать на заднем сиденье автомобиля, хотя при необходимости оно допускает установку и на переднем сиденье с соблюдением всех правил безопасности. В любом случае автокресло группы 1 должно быть ориентировано только по ходу движения машины.

Для правильного закрепления кресла штатными ремнями безопасности, на его корпусе в местах пропускания ремней должны иметься метки красного цвета. Некоторые автокресла этой возрастной категории допускают крепление и с помощью системы Isofix. И в том и в другом случае, в автокресле ребёнок удерживается внутренними ремнями. ВНИМАНИЕ! Центральный замок внутренних ремней безопасности автокресла должен быть оснащён специальной системой, которая не позволит закрыть замок неправильно и не даст возможности малышу самостоятельно расстегнуть пряжку. Под пряжкой обязательна мягкая подложка, чтобы при аварии живот ребёнка не пострадал.

Выбирая кресло группы 1, стоит обратить внимание на такие полезные опции как, регулируемый наклон спинки – откинув её, малышу будет гораздо удобнее спать. Удобно если кресло может подстраиваться под размеры растущего ребёнка и его одежду, увеличиваясь по ширине, меняя высоту подголовника и верхнего крепления внутренних ремней безопасности.

_____________________________________________________________

Детские автокресла группы 2 предназначены дошкольникам в возрасте 3-7 лет и с массой тела 15-25 кг. Такие кресла ориентируют лицом по ходу движения. Устанавливать их рекомендуется на заднем сиденье автомобиля. Однако если это необходимо, то кресло можно ставить и на переднее сиденье с соблюдением всех правил безопасности. Важная отличительная особенность детских автокресел группы 2 – отсутствие внутренних удерживающих ремней. Сидящий в кресле ребёнок пристёгивается штатным ремнём автомобиля, который одновременно удерживает и само кресло.

_____________________________________________________________

Бустер (группа 3) предназначен для детей от 6 до 12 лет, с массой тела 22-36 кг. Представляет собой упругое сиденье-подкладку без спинки, которое приподнимает ребёнка так, чтобы его можно было безопасно зафиксировать автомобильным ремнем, рассчитанным на рост взрослого человека (от 150 см). Если ребёнка пристёгивать ремнём напрямую (без бустера), то диагональная ременная лямка будет проходить по детской шее или близко к ней, а не по плечу, как того требуют нормы безопасности. В случае аварии или экстренного торможения такое положение ремня может привести к тяжёлой травме, и даже гибели маленького пассажира. Детям бустер нравится тем, что, сидя на нем, становится всё хорошо видно в окне, а значит, даже долгая дорога не будет казаться им такой утомительной. Пока ребёнка в машине нет, бустер спокойно может храниться в багажнике, практически не занимая места. ВНИМАНИЕ! Нельзя использовать вместо автокресла-бустера обычную подушку. Она не является удерживающим устройством, не может держать форму и не может должным образом быть зафиксированной в автомобиле. В случае аварии, есть большой риск, что она просто выскользнет из-под ребенка, и ремень травмирует детскую шею.

________________________________________________________________

Законной альтернативой бустеру может стать детский адаптер штатного ремня безопасности (Seat Belt Adjuster), который в полной мере соответствует требованиям п. 22.9 ПДД РФ, являясь тем самым «иным средством, позволяющим пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности транспортного средства». Адаптеры от Safety1st (Нидерланды) и Metro by Saxon Industries (Великобритания) наряду с детскими автокреслами, прошли тестирование в соответствии с нормами Европейского Стандарта Безопасности ЕСЕ R44/03, что говорит об их надёжности. Адаптер предназначен для детей от 4 лет и старше без ограничения веса. Представляет собой мягкую накладку-подушечку, которая надевается на штатный ремень безопасности и уводит его плечевую лямку от шеи ребёнка, направляя её по плечу и грудной клетке. Ребёнок при этом сидит непосредственно на автомобильном пассажирском сиденье. Адаптер универсален, может устанавливаться на ремни, как передних, так и задних сидений, на левую и правую сторону. За счёт своих компактных размеров может постоянно находиться в машине (например, в бардачке). Стоят адаптеры около 700 руб. СОВЕТ: Даже если собственного автомобиля нет, хорошо бы приобрести такой адаптер и держать его при себе, на случай если с ребёнком придётся поехать в такси или на машине знакомых.

______________________________________________________________

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРЕСЛА. СМЕЖНЫЕ ГРУППЫ.

Конечно, в идеале желательно менять автокресла при переходе ребенка из одной весовой группы в другую. Однако многие родители считают экономически выгодным приобретать автокресла, совмещающие в себе сразу две или даже три весовые группы. Это позволяет в течение 12 лет покупать кресла всего лишь дважды. Например, автолюльку или переноску сменить трансформером группы 1/2/3, или автокресло группы 0+/1 сменить автокреслом группы 2/3.

Кресла-универсалы удовлетворяют всем требованиям безопасности, предъявляемым к каждой из охватываемой ими групп. Они в буквальном смысле будут расти вместе со своим маленьким хозяином, менять способы установки в автомобиле и удерживания ребёнка.

Автокресла группы 0+/1 предназначены детям с рождения и до 4 лет (весом до 18 кг). Для новорожденных младенцев креслице устанавливается в машине спиной по ходу движения. Для них предусматривается эргономичный вкладыш, уменьшающий внутреннее пространство кресла и возможность менять угол наклона спинки так, чтобы кроха мог находиться в положении полулёжа. Примерно в год, когда малыш достигнет веса 13 кг и начнёт упираться ножками в спинку пассажирского сиденья его нужно переориентировать лицом по ходу движения. Кресла этой группы закрепляются ремнями безопасности машины (или системой Isofix), и имеют внутренние удерживающие ремни. Чтобы родители могли безошибочно закреплять автокресло, на нём должны использоваться метки двух цветов (голубые – для установки против хода движения, красные – по ходу движения).

Автокресла групп 1/2 и 1/2/3 устанавливаются только по ходу движения. Их особенность в способе фиксации в них ребёнка. Малыши группы 1 (9-18 кг) пристёгиваются в кресле внутренними удерживающими ремнями. Дети группы 2 (15-25 кг) пристёгиваются штатными ремнями машины, а внутренние ремни автокресла демонтируются. Трансформеры группы 1/2/3 могут идти ещё дальше. Спинка кресла будет увеличиваться по ширине (для этого боковины отгибаются в стороны) и высоте (подголовник вместе с боковой защитой поднимается вверх). А когда ребёнок перейдёт в весовую группу 3 (22-36 кг), или если его голова начала возвышаться над подголовником, спинка снимается с кресла и оно превращается в бустер.

Автокресла группы 2/3 разработаны для детей в возрасте от 3 до 12 лет с массой тела от 15 до 36 кг. Эти кресла вообще не имеют внутренних ремней безопасности и используются только в сочетании со штатными автомобильными ремнями (включая модели с креплением Isofix).

Выбирая универсальное кресло, предпочтение лучше отдать моделям имеющим возможность регулировать ширину, высоту и наклон спинки. Причём желательно, чтобы подголовник поднимался вместе с боковой защитой плеч. Стоит учитывать так же, что использоваться кресло будет (в зависимости от модели) в течение 4-11 лет, а значит, особое внимание стоит уделить качеству обивочных тканей. Обивка из высокотехнологичных синтетических тканей прослужит дольше хлопчатобумажной. Такие ткани «дышат», намокнув, быстро сохнут, они устойчивы к истиранию, не линяют и не деформируются после стирок, практически не выгорают на солнце.

________________________________________________________________



НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ

Все родители хотят для своего сокровища непременно самое лучшее. Но как правильно определить, что лучше для ребенка? Мы расскажем о тех критериях, по которым нужно выбирать детское кресло для автомобиля.

Самое первое – правильно определите группу покупаемого кресла. При осмотре покупки, обратите внимание на боковую защиту. Согласно статистике, боковой удар является наиболее опасным для ребенка. При фронтальном ударе малыша удерживают ремни безопасности (внутренние и штатные в автомобиле). При боковом ударе риск получить травму возрастает из-за непосредственной близости самого удара.

В большинстве случаев кресло устанавливается на правую или левую половину заднего сиденья, что обусловлено в первую очередь расположением штатных ремней безопасности. Кстати, исследование, проведенное американской ассоциацией выявило, что самое безопасное для ребенка место в машине – середина заднего дивана. Но, к сожалению, не все автомобили оснащаются полноценным ремнем безопасности для третьего пассажира сзади.

Итак, выраженная боковая поддержка и удобный по форме подголовник – обязательное условие для хорошей защиты вашего ребенка. Подобную конструкцию имеют спортивные кресла, которые устанавливаются в гоночные автомобили. А уж гонщики знают, как защитить себя от лишних повреждений. Убедитесь, что внутренние ремни безопасности (если таковые имеются) обладают достаточным количеством регулировок.

Возить малыша придется в разной одежде, но ремни не должны слишком стягивать ребенка или наоборот провисать. Перед каждой поездкой проверяйте степень натяжения ремней и крепления самого кресла.

Еще одним немаловажным моментом является материал, из которого изготовлено сиденье. Если каркас и рама сиденья чаще всего изготавливаются из прочного пластика, то обивка (чехол) делается из самых разных материалов. Кстати, чехол должен быть съемным для удобства ухода за креслом. Кроме того, материал этого самого чехла должен не только хорошо впитывать влагу, но и «дышать», то есть обеспечивать естественную вентиляцию. Большинство производителей используют при изготовлении кресла современные материалы, правда, чем технологичнее ткань, тем дороже кресло. Но в этом случае на компромиссы лучше не идти.

Проверьте мягкие накладки в кресле и на внутренних ремнях. Они должны быть достаточно широкими и плотными, чтобы не травмировать малыша при нагрузке. Обратите внимание на все замки креплений, которые присутствуют в кресле. Играясь с креплением внутреннего ремня безопасности, ребенок случайно может расстегнуть его. Как, скажите вы, слабенький малыш сможет расстегнуть прочный замок. Легко, ответим мы. Не забывайте, что ребенок – существо загадочное и при случае может и вашу машину угнать. Совершенно случайно опять же. Так что невозможно найти такую пряжку, которую не смог бы открыть среднестатистический ребенок. Вывод: вы должны самостоятельно убедить своего ребенка не играть с пряжкой. Предоставьте ему другое поле для игр – позаботьтесь о наличии в машине любимых игрушек вашего малыша.

Также важными параметрами являются вес самого кресла (вам же его переносить и устанавливать), наличие дополнительных аксессуаров (тент от солнца, дождевик, дополнительные крепления для шасси и пр.) и, конечно, количество регулировок самого кресла и ремней безопасности. Тут обратите внимание на то, как штатные ремни вашего автомобиля проходят через кронштейны кресла: свободно либо фиксируются в одном положении.

Перед покупкой кресла любой группы совсем не помешает провести на просторах Интернета часок-другой и перечитать краш-тесты детских сидений. Большинство тестов проводилось в Германии, но почти все они переведены на русский. В последнее время появляются и отечественные краш-тесты детских кресел. Не стоит воспринимать краш-тесты в качестве руководства к действию, но в качестве справочной информации они вполне подходят.