Развивающие мультфильмы для самых маленьких.Читать в полной версии Наверняка каждая мама хоть иногда, но включает своему ребенку мультики. Современная мультипликационная индустрия производит просто огромное количество анимационной продукции, в том числе и определяемой как «развивающая», «обучающая» и якобы предназначенная для малышей начиная уже с трех месяцев. Но настолько ли полезны такие мультфильмы и являются ли они действительно развивающими? Давайте разберемся.

Вообще, под модным ныне понятием «развивающий» подразумевается, что данный предмет призван развить в ребенке какое-либо качество личности, интеллекта, характера. То есть любой мультфильм, несущий в себе смысловую нагрузку, так или иначе влияет на маленького зрителя и, будучи осознанно воспринятым, что-либо в нем развивает, будь то навыки счета или чтения или же определенные моральные качества. И, несомненно, каждая заботливая мама хочет, чтобы ее старания в развитии малыша несли в себе исключительно пользу, но никак не вред. Поэтому необходимо знать некоторые критерии выбора мультфильмов для вашего чада, ибо советское убеждение, что «по телевизору плохого не покажут», уже давно не актуально.Итак, мультфильмы для самых маленьких – от 0 месяцев до 2-2,5 лет.Какие же мультики показывать таким крохам? Мой ответ как психолога (и не только мой, ниже приведу нормы ВОЗ) – никакие! Дело в том, что основная деятельность малыша в период с рождения до 1–1,5 лет – эмоциональное, невербальное общение со взрослым, развитие моторных навыков, ведущая же деятельность возрастной категории с 1–1,5 до 2,5–3 лет – овладение речью и освоение простейших действий с предметами обихода и игрушками. Какое развивающее значение могут в этом возрасте нести мультфильмы, непонятно.К тому же у ребенка, не овладевшего как активной речью, так и пониманием обращенной к нему речи, основные каналы восприятия информации – осязательный и кинестетический, которые в процессе просмотра мультфильма не задействованы, но нагрузка на несформированный еще до конца зрительный анализатор огромна. Яркие картинки, очень быстро сменяющие друг друга на экране, приводят к перегрузке незрелой нервной системы, что может проявляться в капризах, истериках, нарушениях сна. При частом просмотре мультфильмов младенцами у них также в качестве защитной реакции на перегрузку могут сформироваться различные отклонения в развитии, такие, как задержка психического и речевого развития, расстройства аутистического спектра. Так стоит ли рисковать здоровьем детей ради такого сомнительного развития?

С 2,5 лет у ребенка уже сформирована активная речь, к 3 годам малыш способен понять, где правда, а где вымысел, активно осваивает навыки общения с окружающими, детки постарше способны дать оценку действиям других людей в рамках «хорошо-плохо». В этом возрасте можно начинать просмотр мультфильмов, так как ребенок способен понять основное содержание сюжета. Однако злоупотреблять мультиками в этом возрасте также не стоит, так как после яркого и красочного анимационного мира малышу не захочется возвращаться в скучную и не такую яркую реальность, и может возникнуть так называемая экранная аддикция.

Общие рекомендации при выборе мультфильмов.

Итак, начнем.

1. Начинать просмотр мультиков стоит не ранее 2–2,5 лет. По рекомендациям ВОЗ, этот возраст составляет 3 года.Время просмотра должно составлять не более 20 минут до 4 лет и не более 40 минут в день для дошкольного возраста. По нормам ВОЗ время просмотра для дошкольников – 15–20 минут и не более 1 часа в день – для младших школьников.

2. Обязательно сначала сами посмотрите мультфильм, который собираетесь включить ребенку! Для детей младшего возраста следует выбирать короткие, не более 4–8 минут, мультики с простым сюжетом. Для малышей постарше – длительность мультфильма можно увеличить.

3. Если это мультфильм из категории обучающих, убедитесь, что фоновое изображение не перегружено излишними деталями (они будут отвлекать внимание от предмета изучения), а также, что материал, который предлагается для просмотра, полностью понятен для вашего ребенка.

4.Убедитесь, что сюжет не перенасыщен событиями, а цвета и звуки не слишком ярки, иначе у ребенка впоследствии не возникнет желания вернуться к более спокойным сюжетам и играм.

5.В мультфильме не должно содержаться сцен жестокости, насилия, ненормативной и жаргонной лексики, юмора «для взрослых». Если отрицательный герой совершает дурной поступок, недопустимо, чтобы расправа над ним была физической (ударили, тем более, убили), а лучше, чтобы положительные герои его перевоспитали. Также недопустимо, чтобы дурные поступки в сюжете мультика оставались безнаказанными.

6.Герои мультфильма должны быть похожи на реальных прототипов: мышка должна быть похожа на мышку, а зайчик – на зайчика.

7. Желательно при первом просмотре определенного мультфильма находиться рядом с ребенком. Иногда даже в самом добром мультике какой-то момент или персонаж может напугать малыша.

8. Если мультфильм понравился ребенку, он обязательно захочет продолжить его в своем воображении – сыграйте вместе с ним в любимых персонажей, нарисуйте или слепите их вместе с малышом.

9.В распространенной ситуации, когда ребенок просит включить все время один и тот же мультик, стоит ненавязчиво предлагать ему новые мультфильмы, чередуя с любимыми.

10. Если вам самим в каком-то мультфильме что-то не понравилось, не стоит показывать его малышу – любящая мама всегда инстинктивно знает, что лучше для ее детей.

11. Смотреть мультфильмы лучше в первой половине дня или хотя бы за 1–1,5 часа до сна.

12. Не стоит разрешать ребенку смотреть мультики за едой либо перекусывать за просмотром мультфильма.

Как это у нас

Я сама очень тщательно выбираю мультики для своих детей. Младшая, естественно, еще не смотрит их, а со старшими у нас есть определенный режим. Утром до завтрака 30–40 минут мультсеанс и после ужина любимые «Спокойной ночи, малыши!». Я предпочитаю показывать детям в основном старые советские мультики – спокойные, добрые, с мелодичным звуковым сопровождением и замечательными песенками, которые мы потом с детьми вместе разучиваем. Я сама будто возвращаюсь в детство, когда с малышами смотрю «Катерок» или «Крошку Енота». А те же сказки Пушкина от старого доброго Союзмультфильма – чем не приобщение детей к культурному наследию? Еще у нас излюбленный сборник на «Ютюб» – сказки Сутеева. Из современных мультсериалов российского производства мы смотрим такие мультики, как «Лунтик», «Белка и Стрелка – озорная семейка», «Барбоскины», «Мишки – ми-ми-мишки», а от чудных развивающих мультиков «Фиксики» и «Смешарики Пинкод» я сама просто в восторге.«Машу и медведя» стараюсь не включать. Это на мой взгляд, все же больше мульт для родителей, а анимация западного производства для показа российским детям, по моему мнению, вообще не рекомендуется: во-первых, из-за разницы менталитетов многое наши малыши все равно не поймут, а во-вторых, на Западе мультипликационная индустрия прежде всего нацелена на извлечение прибыли, а не на заботу о развитии в детях разумного, доброго, вечного. Хотя, пока я готовила эту статью, нашла неплохие отзывы о мультфильмах «Олененок Бэмби» и «Король Лев». Надо будет посмотреть.

И в заключение хочется пожелать вам, чтобы мультфильмы стали лишь дополнительным, а не основным средством развлечения и развития вашего малыша и приносили ему исключительно радость и пользу.