Елена Костандис ставит жесткие вопросы, которые сопровождают жизнь бездетной православной семьи. Часть1:

«Ну, вы с детьми уж не затягивайте, без детей семья – не семья», «Вы еще молодые, с детьми не торопитесь, поживите для себя» – такие полярно противоположные высказывания слышит практически каждая молодая пара, вступившая в законный брак. Но так ли уж они противоположны? И в том, и в другом случае советчики твердо уверены: они знают, как надо. Они знают, как правильно. Все, что не укладывается в рамки их представлений о молодой семье (о хорошей погоде, о правильных пирогах – нужное подчеркнуть, недостающее вписать), не имеет права на существование.

Читать в полной версии

Христианство, проповедуя в первую очередь «брак честен и ложе нескверно» (Евр.13,4), дает нам замечательный образ супружеской любви и верности на примере союза Христа и Церкви. Христианская семья – священна, она – малая церковь. С этим согласны практически все. Но вот дальше начинаются разногласия и противоречия.

Казалось бы, все предельно ясно: «Жена спасется через чадородие». Понятно, что в данном случае речь не идет о тех, кто добровольно принял монашеский обет и вверил себя Господу: сложно вообразить, что женщина замужняя более угодна Господу, нежели невеста Христова. Так мы доходим до очень деликатной проблемы: чадородие в браке.

Давайте немного отвлечемся и вспомним, что приходится выслушивать десяткам и сотням женщин. «Нет детей? Это ты нагрешила, Бог тебя наказал!». «Один ребенок? Небось, предохраняешься, хочешь легкой жизни!». «Ребенок болеет? Ой, за твои грехи, ты, видно, страшная грешница!». Подобное тяжело выслушивать человеку, даже опытному в духовной жизни и имеющему закаленную психику для мирских битв. А что говорить о еще невоцерковленных – тех, кто впервые пришел в храм за утешением и надеждой? Что говорить о новоначальных, которые только делают первые шаги в церковной жизни?

Можно, конечно, объяснить, что подобные речения – это ревность не по разуму. Можно напомнить слова апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4,7). Только на практике такое далеко не всегда возможно: слишком сильно убеждение, еще дикое, дохристианское, языческое, где-то глубоко запрятанное в человеческих генах убеждение, что бесплодная женщина проклята. И потому женщины зачастую слушают не слово священника с амвона, не наставление духовника, но «негодные и бабьи басни» от сплетниц, столь же далеких как от Православия, так и просто от здравого смысла.