Всем привет!

Пока выдалась свободная минутка, занялась я наведением порядка на книжных полках. И собралась у меня стопочка из книжек, объединенных одной общей задачей – развитием речи ребенка. Решила поделиться в надежде, что кому-нибудь окажется полезным. Итак, наша подборка.

Читать в полной версии

«Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова. Изд-во «Росмэн». Думаю, что в представлении не нуждается. Замечательное пособие для самых маленьких. Здесь собрано все, что нужно для занятий с малышом: яркие картинки, ритмичные стишки, упражнения на дыхание и артикуляцию, сказки в адаптированном для раннего возраста изложении, пальчиковые игры и т.д. Просто мастхэв для любой мамы. Мы с Алисой начали заниматься где-то с года, книга была очень и очень любима. Единственным минусом могу называть ее хрупкость: у дочки был период, когда она предпочитала не слушать, а перелистывать странички, в итоге залистала до дыр, альбом весь клееный-переклееный. Наверно, второго энтузиаста ему уже не пережить))

После полутора лет мы подключили еще один альбом из этой серии. «Альбом по развитию речи» С.В. Володина. Изд-во «Росмэн». В нем также много заданий, в том числе на знакомство с цветом, формой, отработку грамматических конструкций, расширение словарного запаса. Однако у нас это пособие не было популярно, просматривалось иногда и то без особого рвения. Инициатором занятий чаще выступала уже я.

«Зайка. Начинаем говорить. Первые фразы». Изд-во «Карапуз». Еще одна любимая Алисина книжечка. На первый взгляд кажется совсем простой, я, помнится, после покупки испытала легкое разочарование. Тут простые, даже примитивные картинки, и столь же простенький текст, в котором сделаны акценты на слова, фразы и жесты для повторения малышом. Однако именно благодаря этой простоте книга привлекательна и понятна для маленького ребенка. Зайка стал нашим любимым героем, сопровождающим нас повсюду: на прогулке, во время приема пищи, в играх. Абсолютный хит с 1,2 до полутора лет. Сама книга издана качественно, в твердой обложке, с плотными глянцевыми страницами. Период «листания» пережила на ура.

И раз уж зашла речь про Зайку, сразу покажу логическое продолжение. У нас это была «Книга-мечта о том самом Зайке, о днях рождениях, о большом и маленьком и тихих стихах, для тех кому от 1 до 3 лет». Как следует из названия, это сборник, включающий несколько разделов: собственно истории о Зайке, рассказики о противоположностях, раздел с потешками и пестушками. Очень яркая, красочная и красивая книга. Картинки вполне достойные для книги, которая больше относится все же к обучающей, а не художественной литературе. Истории о немного подросшем Зайке были дочкой не менее любимы, чем рассказики о Зайке-малыше. Книга стимулирует ребенка к называнию, диалогу, помогает подготовиться к некоторым жизненным ситуациям. Например, рассказ о Зайке в цирке мы читали перед тем, как впервые отправиться с дочкой в цирк. Есть и рассказ о детском садике, кому актуально.

И еще один хит, который дочка приносит почитать до сих пор (читаем с 1,3): «Книга-мечта о прогулках зимой и летом, о диких и домашних животных, о домашней школе Монтессори и о том, как не обижаться, для тех, кому от 2 до 4 лет». Потрясающая книга. Позволяет поговорить с малышом и о порах года на примере Тани и Вани (попутно обсудив и другие темы, например, домашние животные и птицы, сад и огород), и разобрать различные сложные ситуации, которые могут случиться в жизни ребенка (здесь уже нам помогают Аня и Митя), и провести интересные занятия по методу М. Монтессори, и даже почитать о различных животных. Правда, раздел о животных стал единственным, который Алису совсем не интересовал. Красивые красочные иллюстрации, плотная бумага. Очень рекомендую.

Кстати, все эти книги есть и в виде одного издания — «Великая книга о Зайке…». Тем не менее, мне формат «Книги-мечты» понравился больше. Великая книга не даром носит такое название – размер соответствует. Такие габариты лично мне показались неудобными. Зато здесь уж собрано все, и не надо покупать много отдельных книжек.

«Большая книга занятий и упражнений на развитие интеллекта малыша» И. Светлова. Изд-во «Эксмо». В этой книге собственно развитию речи посвящен только один раздел. Зато в нем много интересного: и задания на расширение словарного запаса, и грамматические упражнения (типа образования уменьшительных форм либо форм множественного числа), и задания на отработку сложных звуков. Кроме того, в книгу входят разделы «Сенсорика», «Логика», «Математика», «Пальчиковые игры», «Прописи». Признаюсь честно: книгу я спрятала, потому как она мне надоела, настолько часто мне ее приносили. Нужно снова достать, свой потенциал она еще не исчерпала.

Еще одна книга от издательства «Карапуз»: «Мишка и все остальные». Книга направлена на побуждение ребенка к разговору. Главные герои этой книги – медвежонок Мик и его подружка мышка, которых ребенок видит в разных ситуациях. Вот они играют в прятки, вот лакомятся сочной душистой малиной, вот принимают гостей. Ребенок не просто слушает истории, а принимает активное участие в их создании – для этого в тексте сделаны пропуски и даны вопросы (а в скобках — подсказки для родителей). Кроме того, здесь приведены несколько известных сказок про медведей: «Мишка и мышка», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.п.). А после сказки есть вопросы для обсуждения. По мне, книга необязательная, особенно если уже имеются истории про Зайку.

«Шипим, свистим, рычим». Изд-во «Карапуз» Как следует из названия, книга направлена на отработку «сложных» звуков. Это сборник чистоговорок, на каждой странице дана одна чистоговорка, сопровождающаяся крупной иллюстрацией. Алисе книга очень нравится. Особенно она радуется, когда я, читая ей, спотыкаюсь на каком-нибудь заковыристом месте)) Неожиданный бонус – внизу странички есть маленькая буковка (как указание на то, с каким именно звуком работаем), почему-то именно эти крохотные буковки Алису наконец заинтересовали и она их очень быстро запомнила.

«Уроки логопеда. Тесты» Е.Косинова. По этому пособию мы стали заниматься после двух лет. Книга ставит своей целью именно развитие речи и наполнение словарного запаса. Удобно, что задания разбиты по возрастам. Помогает выявить «слабые места» у ребенка и, соответственно, их устранить. Некоторые упражнения способствуют также развитию сенсорики и логики. Алиса к книге привыкала долго, потом у нее появились любимые упражнения, которые она делала постоянно и с легкостью. А мне приходилось понемногу подмешивать к ним и что-нибудь из того, что не вошло в список «любимчиков». Надо же и новому учиться)

«Логопедическая азбука». Г.Р. Лагздынь. Опять «Карапуз». Появилась у нас давно, а читать/заниматься стали только после трех лет. В этой книге забавные стишки, в которых отрабатывается конкретный звук – на каждую букву алфавита. Дополнительно есть задания типа «с какого звука начитается это слова», «где находится звук в слове» и т.д. Интересная книга, Алисе нравится бубнеть, акать и т.д.))

«Тесты с дырками и хвостами» С.А. Сущевская. «Карапуз». Еще одно пособие, которое пока дожидается своего часа. Много интересных упражнений, но на возраст постарше. Здесь задания предназначены для детей, которые уже начинают читать, и направлены на то, чтобы научить ребенка осмысленному, вдумчивому чтению. Что-то уж очень рано я его ухватила.

Некоторые из вышеописанных книг изд-ва «Карапуз» собраны в «Книгу-мечту о язычке и звуках». Я поздно ее увидела, уже когда купила несколько отдельных книжек.

«Темнотища-темнота», «Карапуз». Интересная задумка – в тексте есть пропуски в виде картинок, называя картинку, ребенок как бы помогает взрослому читать, одновременно учась следить за текстом. Впервые предложила Алисе после полутора лет, но как-то та не заинтересовалась. Все последующие попытки тоже оказались провальными. Так и лежит невостребованная.

И в завершение две книги именно по логопедии: «Уроки логопеда» Н.С. Жукова, «Домашний логопед» И. Белова. Отличные пособия, богатейшее собрание различных упражнений и заданий на постановку звуков речи. Пока мы по ним особо не занимались, берем только кое-что по ситуации. Если возникнет необходимость в работе с логопедом, обратимся к специалисту, а эти книги станут отличным подспорьем для домашних занятий.

И два небольших примечания:

Любая книга, по сути, это богатейший материал для развития речи. Для самых маленьких особенно полезны стишки, так они учатся слушать ритм, улавливать музыку стихотворной речи. Читайте своим малышам, рассказывайте им то, что помните наизусть. Читайте, даже если кажется, что ребенок совсем не слушает, даже если он носится рядом, даже если больше хочет съесть книгу, чем рассматривать картинки… Дети имеют свойство брать гораздо больше, чем кажется взрослому.

И совсем банальная банальность. Каждый ребенок индивидуален, и сроки начала речи у всех сильно отличаются. Если ребенок еще не говорит, то пусть слушает, пусть слушает даже на бегу, так происходит наполнение пассивного словарного запаса. Однажды ваш малыш вас приятно удивит!