В обществе принято так, что капризы ребёнка допускать нельзя. Поэтому часто родители подавляют любые проявления непослушания, особо не анализируя их мотивы. В результате есть очень большой риск, что либо воля ребёнка будет сломлена, он утратит способность понимать свои желания, не будет иметь своих ценностей, чтобы избежать агрессии со стороны, и, как итог, не сможет реализоваться в жизни. Либо он сам начнёт проявлять тактику насилия и подавления, как способ достижения своих целей, что также, в конечном счёте, сделает его несчастным.

Поэтому важно отличить: каприз это или просто особенность психической природы ребёнка. Наказание должно быть направлено на преодоление беззакония. Но самым большим беззаконием является требовать от человека то, чего он не может сделать в силу своей природы. Или навязывать то, что для него неприемлемо опять же по его природе.

Читать в полной версии

Родители часто руководствуются своей психической природой: если ребёнок мой, то значит, он должен проявлять те же качества, что и я. Но, увы, реальность совсем другая.

Знание природы своего ребёнка помогает найти с ним «общий язык» и эффективно способствовать развитию его способностей. И самое главное, понять, в каких ситуациях меры наказания являются адекватными, а в каких — просто неправильная реакция на естественные проявления его природы. Всё это позволяет избежать злоупотребления наказаниями, когда не только не достигается должный результат, но и разрушается психика ребёнка.

Конечно, слишком сильно погружаться в нужды ребёнка и забывать про свои интересы тоже не стоит. Иначе ребёнок усвоит, что капризы и требования — лучший способ достичь желаемого, что, разумеется, не так, и ребёнок узнает об этом, как только вступит во взрослую жизнь. Поэтому здоровое сотрудничество подразумевает учёт интересов обеих сторон.

Итак, современная психология разделяет 4 типа психической природы детей, которые в астрологическом ключе соотносятся с энергиями воды, огня, воздуха и земли. Эти 4-ре типа проявляются не в чистом виде, а, как правило, в смешанном (примерно «60-20-20»). Доминирующую часть определяет лунный знак в гороскопе.

Сенситивный тип (элемент воды)

Основа для развития такого ребёнка – понимание и сочувствие.

Характерные черты.

Эмоционально более чувствительный.

Как обратная позитивная сторона медали – более отзывчивый (чем другие дети), блестяще чувствует нужды, переживания и страдания других людей. Тем больше отзывчивый, чем больше сам выслушан и понят.

Склонен жаловаться.

Но это ни в коей мере не проявление слабости, избалованности или капризности. Родители думают, что он преувеличивает свои проблемы и убеждают его в этом, часто в тоне насмешки. Но в действительности же преувеличивает проблемы не он сам, а его природа. Которая в дальнейшем в его жизни никогда не позволит ему пройти мимо проблем других людей. Эти дети становятся самыми замечательными врачами, психологами, духовными наставниками и учителями. Поэтому именно сочувствие и понимание мотивирует их сильнее всего.

Именно нежелание родителей выслушать такого ребёнка («сейчас не до жалоб и слёз, надо собираться в садик/школу») являются одной из причин его неуправляемости и нежелания сотрудничать. Он начинает сопротивляться, показывая, что его эмоциональные нужды не удовлетворены. Это очень важный момент, потому что большинство родителей воспринимает сопротивление детей как вызов и непринятие их авторитета. Но это не всегда так. Можно провести такую аналогию. В условиях боевых действий какое-то воинское подразделение отказалось бы подчиняться. Командир посчитал бы этих людей дезертирами. Но как оказалось, просто у них нет достаточной амуниции, нет питания, нет силы, здоровья, необходимого комфорта, чтобы поддерживать свою боеспособность.

Многие родители пытаются отвлечь внимание и чем-то развеселить ребёнка. Это помогает выиграть время. Но даже если и убедить ребёнка этого типа, что его проблема незначительная, то он тут же найдёт другую, более серьёзную. Например, ударил коленку и плачет, мама говорит «ничего страшного», он успокаивается, но тут же начинает жаловаться, что болит головка или животик. Показывая, что внимание и возможность жаловаться ему по-прежнему необходимы. Самое глупое, что можно придумать в отношении ребёнка чувствительного типа, когда он жалуется, – это начать его веселить. На самом деле, ему нужно дать понять, что его страдание вам понятно.

Стеснительный.

Сопротивляется, если ему предлагают с кем-то познакомиться («иди, поиграй/подружись детьми»), стесняется.Родители (у которых у самих другая природа психики) воспринимают такое поведение ребёнка, как «что-то с ним не так» и начинают заставлять. В итоге, это самый несчастный ребёнок, которого запихивают в детскую комнату во время какого-нибудь праздника, и он сидит где-нибудь в углу или стоит в сторонке, или плачет, рвётся к маме, старается быть поближе к ней.Но самый лучший способ – не ждать, что он проявит чудеса коммуникативности (потому что он не принадлежит к типу коммуникативных детей), а создать ему безопасные условия для общения. Это значит, дать ему возможность общаться дома с 1-2 детьми, которые не агрессивны, не слишком активны и имеют похожую чувствительную природу.Когда природа ребёнка будет удовлетворена, когда ребёнок будет чувствовать, что родители действуют «на одной волне» с ним, то тогда он сможет общаться с детьми других типов, хоть это и может привести к конфликтам и переживаниям. Поэтому этих детей в первую очередь необходимо научить навыку – прощать и забывать. А также делиться своими разочарованиями и понимать, что их негативные эмоции – это норма. По крайней мере, не нужно их за это стыдить и наказывать.

Итак, если нужды детей сенситивного типа удовлетворены (они получают достаточно внимания к своим переживаниям, их никто не наказывает за проявление эмоций, за жалобы, боязливость и чувствительность), то из них вырастают люди очень внимательные, наблюдательные, имеющие творческий склад ума, оригинальные и очень хорошие собеседники. Потому что обладают одним из самых блестящих качеств любого собеседника – способностью слушать. Они становятся очень заботливыми, сострадательными, способными понять нужды, тревоги и беспокойства других людей.

Активный тип (элемент огня)

Основа для развития такого ребёнка – система и действие.

Характерные черты.

Любит систему и план действий.

Одна из самых страшных «мер наказания» для него – фраза «иди, пожалуйста, поиграй в комнате». Или ещё страшнее «иди что-нибудь поделай». А ещё более страшное – «сядь, пожалуйста, и посиди». Не объяснив сколько нужно посидеть, зачем надо посидеть и кто за это отвечает. У него много энергии. Он мучительно переживает покой и начинает бушевать, если ничего не происходит или нужно чего-то ждать. И чтобы его энергия не действовала разрушительно, ему нужна система: наличие плана или какого-то задания, игры. Ему гораздо проще по просьбе мамы на троллейбусной остановке бегать от столба к столбу на время, нежели просто спокойно стоять рядышком, что для него на самом деле большое испытание.

Если плана нет, он действует по своему усмотрению. Вот тут-то и начинаются все проблемы. Как только родители ослабляют свой контроль, и ребёнком никто не занимается, то начинается маленькая, но великая «октябрьская революция», потому что сам себя он может занять не самым лучшим образом. Хуже того — начинает вовлекать в это других детей.

Если же необходимая подготовка проведена (дан план действий, сроки, условия и прочие детали), то он готов сотрудничать. Но задание должно быть предельно ясным. Например: «Сделаем так — пойдём сначала в зоопарк, потом на аттракционы, на каждом аттракционе покатаемся по 3 минуты». Когда его действия распланированы, то вся его обильная энергия течёт спокойно и без разрушений.

Любит справедливое подчинение и субординацию.

Для него очень важен тренер или наставник. Уважает и следует наставлениям только уверенного в себе руководителя. Поэтому, если мама не уверена в своих действиях по вопросам воспитания сына, она должна советоваться с отцом. И большинство её пожеланий, распоряжений, наставлений, которые она даёт сыну, должны сопровождаться фразой «так папа сказал». Эта фраза даёт ребёнку ощущение субординации в семье. Ему нравится, когда подчинение требуется не только от него, но и когда есть кто-то, кто сам подчинён.Это повышает его мотивацию.Ценит, когда родители спокойно и твёрдо руководят им по принципу «Ты можешь не соглашаться и сопротивляться, но последнее слово всегда за нами».

Познаёт и развивается путём действий и ошибок.

Нетерпелив – едва что-то узнает, то обязательно хочет попробовать и требует это у родителей.Часто попадает в истории. И если боится наказания или критики родителей, то скрывает свои ошибки. Поэтому родителям такого ребёнка важно соблюдать принцип позитивного родительства «ты можешь совершать ошибки». Тогда он не будет оправдывать себя из страха наказания, тем самым лишая себя возможности почерпнуть урок из своих ошибок.

Вдохновляется успехами и достижениями.

Очень хорошим стимулом для него является фраза «давай сделаем», например: «Давай уберёмся в комнате». А потом поощрение: «Посмотри, как мы здорово с тобой убрали в комнате! Никто бы не смог убрать так комнату, как мы убрали с тобой!»

Не любит долгие разговоры и объяснения.

Необходимо твёрдо дать понять ему, что именно вы от него хотите. Фразы типа «каждый ребенок должен», «в твоём возрасте пора бы знать», и «ты же девочка» – никак не мотивируют. Лучше всего без лишних объяснений просто сказать: «Я хочу, чтобы ты сделал…».

Не терпит критику в присутствии других.

Поднимать его перед всем классом и несколько раз в саркастической форме с издёвкой подчеркнуть его ошибку, — разрушительно для него и его отношений с таким педагогом и родителями. Любые замечания и критика в отношении этого ребёнка должны быть сделаны «с глазу на глаз». Либо очень ненавязчиво, какими-то условными знаками, о которых знает только он – движением руки, пальца (например, коснуться мочки уха или приложить палец к уголку рта) очень незаметно для окружающих.

Любит быть лидером.

Лидерство раскрывает в нём всё самое лучшее, и контакт с родителями становится более тесным. Если ему не дают шанс стать лидером, то он может применять своего рода методы детского террора в отношении других детей и взрослых. В его восприятии большинство других детей, как принято говорить, «тормозят». Но он легко терпит эти «тормоза» других, если кому-то надо помочь. В нём очень сильно настроение покровительства и защиты. Поэтому руководители, администраторы – это самая благодатная сфера деятельности для детей этого типа в дальнейшем.

Коммуникативный тип (элемент воздуха)

Основа для развития такого ребёнка – разнообразие информации.

Характерные черты.

Любит познавать новое. Любит перемены. Не любит рутину и однообразие.

Если ему каждое утро с методичной последовательностью повторяют «обуйся, одень пальто и иди в школу», он сопротивляется. Но не потому что мама его этим как-то задевает или ему не нравится это пальто. А просто потому что – надоело. Его природа пытается сломать рутину и внести разнообразие, требуя каких-то новых маленьких деталей, пусть даже незначительных.

Если он сопротивляется вашей просьбе, то ему надо дать другое занятие или какое-то другое впечатление. Перемены и впечатления – это то, что больше всего его мотивирует к сотрудничеству. Мамы такого маленького ребёнка, понявшие его природу, имеют в своей сумочке целый арсенал различных безделушек.

Познаёт и развивается путём восприятия и воображения.

Чрезмерный просмотр телепередач, мультфильмов, фильмов для него разрушительны, т.к. он утрачивает фантазию и присущую ему способность создавать новое.

Общителен.

Быстро со всеми входит в контакт, придя в любую компанию. Уступчив и, как правило, не помнит зла, но его привязанности, как правило, не глубоки и поверхностны.

Ему трудно поддерживать порядок.

В его комнате всегда беспорядок. Все надежды родителей, что однажды он станет регулярно убираться в комнате, практически обречены на провал. Да, он понимает, что порядок в комнате нужно наводить, но даже если он его наведёт, скажем, утром, то к концу дня предметы будут раскиданы по всей комнате, как после большого взрыва, так же, как это было несколько часов назад. Хаос – это часть его природы, часть процесса его обучения и развития. Поэтому поддерживать порядок в комнате ему очень трудно. И в связи с этим, добрый совет родителям ребёнка коммуникативного типа – обеспечить в комнате как можно меньше горизонтальных плоскостей – столов, полочек и т.п.

Неохотно концентрируется.

Родители обычно жалуются, что он берётся за что-то новое, не закончив старое до конца. Забывчив. От него часто можно услышать в своё оправдание фразу «ну и что, ну я забыл». На самом деле, он честно забыл. И его нельзя стыдить и наказывать за это, потому что способности концентрироваться и доводить дело до конца он научится в последнюю очередь. И научится только в том случае, если будет уважаема и удовлетворена его первоочередная потребность: возможность исследовать и менять. Если во время подготовки уроков, давать ему возможность немного развлечься, то его способность концентрироваться увеличится. Он сможет развить это качество, но только после того, как будет принят таким, какой он есть. Рутина и различные обязанности без такой поддержки могут сделать его безответственным и легкомысленным. И став взрослым, такой ребёнок фактически все свои коммуникативные навыки (способность жонглировать словами, манипулировать отношениями и т.п.) будет направлять просто на то, чтобы уйти от ответственности. Вот в чём самая большая, пожалуй, опасность. Но если удовлетворить его потребности, то у него есть большой шанс стать ответственным, самостоятельным, способным концентрироваться и уверенным в себе человеком.

Рецептивный тип (элемент земли)

Основа для развития такого ребёнка – последовательность, режим, повтор и ритм.

Характерные черты.

Любит во всём порядок. Хочет знать, что произойдёт вокруг и чего ждать. Неинициативный. Медлительный.

Новые, неожиданные ситуации, вызывают у него противостояние.

Меры мотивации для него – это режим, повтор и ритм. Для него самое главное, чтобы всё происходило так, как намечено. Чтобы всё было обдуманно и распланировано. То есть, определённое время для еды, для сна, для игр, для совместного времяпровождения с родителями, одежда всегда кладётся на то же самое место и т.п.

Самая мотивирующая фраза для него: «пришло время» (садиться за стол, почитать, ложиться спать и т.д.). Для него это значит, что «всё под контролем, всё спокойно и упорядоченно». И если его не побуждать к какому-то действию, то он с удовольствием не будет делать ничего. Потому что инициатива, творческий дух и выдумка его природе не присущи.

Текст из лекции Р. Нарушевича «Как наказывать ребёнка»