«Раннее развитие» — как же популярно это словосочетание в наши дни. На каждом углу мамочки обсуждают тематические недели, карточки Домана, «Школу семи гномов», а точнее, чему именно научились их дети, сколько цветов/букв/форм/слов они знают, стараясь выставить своих детей в самом лучшем свете. После таких бесед они в глубине души с огромным сожалением понимают, что соседский ребенок знает намного больше, чем их собственное чадо (и это со слов такой же мамочки), и бегут скорее домой «заниматься». Ребенок дома не совсем доволен поведением своей мамы в настойчивом желании научить хоть чему-нибудь своего отпрыска, начинает капризничать и упрямиться, чем вызывает еще большую родительскую досаду. Масла в огонь еще подливают и бабушки, постоянно напоминающие, что кто-то там в этом возрасте уже и стихи на табуретке рассказывал, а то и читал и писал, а также неврологи и логопеды со своими нормами. Расстроенные мамочки бегут скорее покупать дорогие развивающие игрушки и книги, записываются в развивающие центры, мастерят по ночам материалы для тематических недель, попутно лечат ребенка успокаивающими препаратами, которые невролог прописал «для концентрации внимания»… И вот, недавно бегающий по площадке розовощекий малыш сегодня сидит в душной квартире, рассматривает карточки по несколько секунд в течение часа, потом играет по строго определенным правилам, ходит к логопеду и видит разочарование в нем своей любимой мамы.

Когда моя Маша еще не родилась, я прочитала статьи о методиках Монтессори, Домана, Шичиды и др., впечатлилась книгой Масару Ибука и решила, во что бы то ни стало, заниматься с ребенком с рождения, ведь, действительно, после трех уже поздно.

Читать в полной версии

В первом полугодии мы слушали классическую музыку и сказки, во втором – рассматривали фотографии животных-предметов, познакомились с кубиками-шариками-пирамидками, а к году уже узнавали около сотни животных и предметов, различали простые формы и 4 основных цвета и т.д. Но после очередной демонстрации умений ребенка бабушкам и дедушкам по скайпу я поняла, что что-то делаю не так, не так должен развиваться ребенок. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ребенок был более общительным, легче контактировал со знакомыми и незнакомыми людьми, ведь в дальнейшей жизни это умение чуть ли не самое важное. Проблема в том, что практически 24 часа в сутки мы только вдвоем, папа наш много работает, а родители живут в другом городе, к тому же, папа и мама интроверты, да и ребенок тоже. Во-вторых, хотелось бы научить малышку самостоятельной игре. И, в-третьих, развить творческие способности и способности к мышлению, а не механическое запоминание.

Для решения первоочередной задачи мы посчитали необходимым путешествовать) Конечно, полет в дальние страны является пока что финансово неосуществимым, но для ребенка даже поездка в зоопарк воспринимается как большое путешествие. Так что на выходных стараемся куда-нибудь выбраться или пригласить гостей.

Над тем, как решить вторую задачу, пришлось хорошенько подумать. Мы всегда покупали самые лучшие игрушки, качественные и дорогие, но для игр с ними всегда нужна была мама или папа. Посовещавшись с мужем, убрала абсолютно все игрушки с батарейками, большие мягкие, оставила кубики, кирпичики, мячик, пирамидку, куклу, стаканчики, мишку в кроватке и большой любимый пазл с животными. Через два дня я спокойно мыла посуду, а моя Маша играла рядом сама(!) с куклой и стаканчиками, которые являлись горшками и табуретками для куклы)) Теперь я просто заменяю одну игрушку, менее приоритетную, на новую, но обязательно не интерактивную. Конечно, я учитываю и пожелания ребенка: сейчас, например, очень нравится сортировать предметы по форме и цвету, повторять действия мамы (вытирать пыль, пылесосить и т.д.), значит, и игрушки будут соответствовать желаниям дочки.

Для решения третьей задачи были приобретены восковые карандаши, краски, кисточки и бумага. Мы торжественно вручили Маше все вышеописанные предметы, а она стала выстраивать башенку из гуаши, да и выжимание воды из кисточки ее увлекло гораздо больше, чем непосредственно само рисование) Так что для начала мы оставили только карандаши. Но и здесь все оказалось не так-то просто, ведь так тяжело не начать «учить» ребенка рисовать, а «учить» я начала именно с шаблонных рисунков елочек-шариков-домиков. Пару месяцев назад мне в руки попалась одна замечательная книга «О детском рисовании» Марины Озеровой, главная суть которой заключается в невмешательстве родителей в процесс рисования ребенка. И эта рекомендация действительно работает, ведь моя Маша теперь самостоятельно занимается как минимум полчаса красками, кисточками и водой (ага, решается и вторая задача)! Теперь я расстилаю старую скатерть на полу, выкладываю листы бумаги и инструменты для рисования, одеваю минимум одежды на ребенка и выпускаю творить шедевры))) Конечно, самое главное – не думать о том, как сейчас будешь отмывать дитенка от краски, лучше просто понаблюдать и попить чай))

Конечно, мы не отказались от книг, читаем каждый день с удовольствием, но теперь больше дел делаем вместе, стараемся много гулять и общаться с другими людьми, вымазываемся с ног до головы в краске) Теперь я спокойно отношусь к фразам «мой ребенок знает х слов/цветов/стихов», «по нормам ребенок должен…» и т.д. Я больше не беспокою ребенка карточками, развивающими занятиями, посещениями невролога, стараюсь прислушиваться к потребностям и желаниям доченьки, и знаете, подружки, насколько легче и счастливее мне дается материнство!