Воспоминания моего детсадовского времени начинаются с момента, когда меня учили правильно держать ложку. Это была ясельная группа, где мы — понятного возраста малыши — не умели разговаривать, не умели толком проситься на горшок, и вообще — мало понимали происходящее. Помню, какими высокими казались потолки, и суровыми — воспитатели.Читать в полной версии

В младшей группе я была не вполне нужное количество времени. Из-за одного случая. Как-то в сон-час к нам в группу забрела сторонняя воспитательница и, оглядывая нас, уже лежащих в кроватях и натянувших на носы одеяла, задержала взгляд на мне и восхищенно проговорила: «Ну какая же у нас вот Ирина молодец: уже и глазки закрыты и ручки по швам! Наверное, надо ее уже в среднюю группу переводить. Вот какая послушная!» Любой нормальный взрослый человек понимает и по тону и вообще по обстановке, что это всего лишь слова, сказанные для того, чтобы все остальные дети знали, как себя нужно вести во время дневного сна. А я-то решила, что все всерьёз! Что меня действительно переведут в среднюю группу. А это было вожделенным: кто из малышей не хочет как можно скорее вырасти?)

В тот вечер я всем рассказала, что меня завтра переводят в среднюю группу. И утром даже переодеваться пошла уже не в младшую, а рангом повыше раздевалку)… До такой степени ребенок уверовал, что кроткое поведение во время сон-часа может запросто перевести его в группу постарше.

Весь персонал, естественно, смотрел недоуменно — чего это она? Но я уверенным голосом заявляла всем интересующимся, что буквально вчера меня перевели в среднюю группу. И да, вспомнили минувший день, залётную воспиталку, ее похвалу… Почесали затылки, посоветовались с заведующей и — тадам! — перевели-таки меня в другую группу. Где дети на год старше. Сегодня понимаю, что тогда, вероятнее всего, на это повлияли все-таки какие-то мои динамичные показатели развития, а не шуточное замечание воспитательницы и моё к нему серьезное отношение. Просто так такие вещи не делаются. А так — кто знает: может быть, не случись всего вышеперечисленного, осталась бы я в саду еще на годик)). И в школе училась бы уже с другими ребятами.

Есть и другие воспоминания. Пару лет подряд я была на садичной Ёлке снегурочкой. Тогда с костюмами была напряженка, и мама делала мне кокошник из плотного картона, стеклянных ёлочных бус и стеклянной крошки от тех же елочных шаров. А к обычному голубому платью пришивала плотные слои ваты. И вот: была я снегурочкой))… Помню моё изумление, когда в какой-то момент сценки ёлка начала вращаться вокруг своего ствола, а я в это время на стуле вплотную к ней сижу. Для трёхлетней девочки это страх страшный)).

Конечно, поделки. Рисунки. И Мытьё всех игрушек каждую пятницу — санитарный день. И зарядку каждое утро под бубен энергичной воспитательницы. Была одна девочка, которая в строе всегда старалась оттолкнуть меня и выдраться вперед, а я упорствовала: нас ведь воспитательница построила только так, и по-другому нельзя становиться! Чистоплюйка, ё-моё))

Вот о дружбе в саду почти ничего и не помню. То есть, некоторых детей помню, даже их фамилии. А что конкретно с кем-то дружила — единицы.

В средней группе была одна девочка (разумеется, старше меня), которая очень мне нравилась и я хотела с ней общаться и дружить. Не то, чтобы она была лидером каким-то, но мне очень хотелось быть с ней рядом. И вот я ловила кадое ее движение, каждый взгляд в мою строну). Сейчас все это вспоминаю с улыбкой, а тогда такое напряжение было. «Свет, а ты со мной играешь?» «Нет». «А сегодня ты со мной играешь?» «Нет» «А сейчас?» «Нет! Отстань!» Не помню, чем тогда дело закончилось.

И в старшей группе был уже своего рода костяк, в который меня не принимали. Но как спустя много лет сказала одна моя подруга «Ты непосредственная, дружить можешь с кем угодно, с любым человеком общий язык найдёшь». Так и было всегда. То с одним подружим, пообщаемся, то с другим. Должна сказать, что так у меня — всю жизнь, оказывается. Лишь с одной я пронесла дружбу в первого класса — до сих пор общаемся. Хотя, конечно, интересы с каждым годом все больше разнятся...

Мама. Не помню, чтобы я в саду плакала о маме. Хотя, если это и было, скажем, в ясельках, то тут и напрягаться бесполезно — все равно не вспомнить. Но ждала, конечно, ее всегда. Как и любой ребенок. Из любой семьи. Впрочем, иногда разбирало любопытство: а что будет, если однажды за мной и Ольгой никто не придёт?...

Но таких случаев не было. Хотя дойти до этого могло иногда...

Отец тогда уже пил беспощадно, а в саду, как известно, запрещено отдавать детей нетрезвым родителям. Знал он это, или не знал — явился однажды… красявый донельзя. Уже было поздно, и в садике кроме нас с сестрой, нашей воспитательницы и, может быть, сторожа, никого не было.

Воспитка — молоденькая, котороткоюбочная блондинка — с дурацкой улыбочкой объясняла отцу, что нас она ему не отдаст. А он ее уговаривал. И было в их разговоре что-то такое… Тональности, придыхания… О чем не может додуматься трёх-четырёхлетний малыш. А еще он не может понять, почему, когда отец спросил воспитательницу, как ее зовут, она ответила только имя. Я все ждала, что она скажет и отчество. Мы-то все её вместе с отчеством называли. Но этим своим «только именем» она уравняла себя и отца. Мне уже тогда это не понравилось...

А потом пришла мама, и всё встало на свои места. В детстве всегда так: когда приходит мама — наступает гармония и счастье. В ушах пропалает стрессовый гул, очертания мира перестают бликовать и дергаться, а сердце начнает биться чуть потише.

Детский сад — это особого рода воспоминания. Особого рода и особого вкуса. Когда простые вещи кажутся гениальными, а взрослый мир — недосягаемым и таким манящим. Когда цветы акации такие сладкие, а четыре тополя за верандой — это Волшебный лес. Когда одновременно боишься и мечтаешь сделать «солнышко» на садиковых качелях. И новогодние подарки без изысков… И блюда, вкус которых помнишь до сих пор… Два дивана в фойе, на них ждешь маму во время ее разговоров с воспитателем… Кабинет заведующей — святая святых.

Навспоминала тут на отдельную коробочку… А как, интересно, видят садиковскую жизнь мои дети?

У Алёнки этот период прошел без особых проблем. Я там с заведующей и воспитателями больше ссорилась, чем Алёна со всеми детьми за все годы. И в школе она и с учителеи и с детьми ладит без особых неприятностей. СЛАВА БОГУ!

А с Катей иной вопрос. Трудное привыкание. До сих пор иногда слёзы при расставании. Тяжело об это не то, чтобы говорить — даже писать… ВЕЛИКОЕ СПАСИБО воспитателям! Я смотрела видео с новогоднего утренника. Сама не пошла, ибо Катя в таком случае все время просидела бы у меня на коленках — ни вокруг елки бы не походила, ни стишок бы не рассказала. А так она хоть поучаствовала в празднике. Если хотите, можете меня осудить. Не возбраняется)

Но вы бы видели ее затравленный взгляд перед тамошней публикой, что собрались посмотреть новогодний прздник. Человек двадцать от силы (несколько родителей, персонал) — но Катя с такой опаской смотрела на них, словно кто-то мог вскочить со своего места, наброситься на нее и съесть.

Это все кажется смешным и нелепым, но надо видеть, как трясётся твой ребенок, когда ее руку на миг отпускает воспитатель, чтобы кому-то там что-то подать, кому-то помочь, построить всех остальных… И как заметно ребенок расслабляется, когда воспитатель снова берет эту руку. Я не видела никогда раньше, чтобы моя маленькая так волновалась… Катя — кинестетик, я теперь совершенно точно знаю это.

И часто замечаю, как наша любимая Галина Халимовна оказывает невероятную поддержку моей дочери. Оставив Катю в группе, я, проходя мимо окна, потихоньку заглядываю, и вижу, как воспитательница обнимает моего ребенка и они вместе наблюдают за другими детьми, о чем-то тихо переговариваясь. Эти первые минуты… Переломные минуты, когда нужно время, чтобы выросла защитная скорлупа — взрослый, опытный человек помогает маленькому человеку адаптироваться. Бесценно!

Чувствую, что Катя могла бы очень много мне рассказать о своих переживаниях. Просто маленькая еще и не умеет говорить о таких вещах. Она каждый день спрашивает меня: когда мы НЕ пойдём в садик? И смиренно вздыхает, когда я говорю «завтра снова пойдем». Да, смиренно: а что ей еще остается, если мама работает?...

Правильно мне как-то сказала одна воспитательница: они не сколько привыкают, сколько смиряются с обстоятельствами. Постепенно начинают понимать, что не ходить в садик все равно не получится, и перестраиваются.

Э-эх!...

Вот так и живем пока в подвешеном состоянии. То прилив, то отлив… Не привыкли еще, но и без этого этапа нельзя. Прервёшься — и все придется начинать заново. Так что мы подождем. Главное — не потерять любовь, терпение, силу духа. Помощи прошу у Господа и Божией Матери. Помогают.

Слава Богу за всё!