Грудное молоко, прикорм и железо

Сейчас ведется много споров относительно времени ввода прикорма. Большинство педиатров сходится на позиции, что прикорм нужно начинать в возрасте не ранее 4 и не позже 6 месяцев, потому что более ранний прикорм имеет слишком много рисков пищевых расстройств и опасен для достаточной выработки молока, а более поздний прикорм приведет к дефициту железа и развитию железодефицитной анемии. Ну а сами кормящие мамы нередко считают, что нет ничего страшного, если прикорм не начинается и в 9-10 месяцев. Эти две точки зрения довольно далеко отстоят друг от друга, попробуем же разобраться с позиций доказательной медицины...

Читать в полной версии

Почему врачи так боятся анемии? Хронический дефицит железа означает риск нарушений моторного развития, вероятность умственных нарушений и поведенческих проблем (можно посмотреть, например, данные исследований Lozoff B уе al 2000 или обзор Grantham-McGregor S, Ani C 2001) При этом железодефицитная анемия часто сама по себе вызывает у ребенка снижение аппетита, то есть чем больше развит дефицит железа, тем сложнее малыша накормить...

В большинстве исследований за дефицит железа для детей от 6 месяцев до года принимается показатель гемоглобина менее 110 г/л.

До какого возраста ребенку хватает железа материнского молока? На самом деле железа в материнском молоке сравнительно немного, хотя оно очень хорошо усваивается — намного более эффективно, чем из смеси и тем более коровьего молока. В первые месяцы жизни ребенок получает с маминым молоком порядка 0,35 мг/л железа, при среднем потреблении молока около 0,78 л в сутки, в то время как суточная потребность в железе составляет 0,27 мг/сутки. По мере роста ребенка растет и его потребность в железе, и уже во втором полугодии, по данным медицины, составляет примерно 11 мг/день: это количество объясняется потерей железа в кишечнике, увеличением объема крови, массы тела и необходимостью обеспечивать психомоторное развитие малыша. При этом резкого перехода от 0,27 мг/сутки к 11 мг/сутки нет, потребность ребенка в железе нарастает постепенно (Baker RD et al 2010)

Некоторое время перекрывать разницу между необходимостью и реальным поступлением помогает депо железа — внутриутробно сформированные запасы, с которыми малыш появляется на свет. Но в какой-то момент это депо истощается, и ребенку требуется больше железа, чем возможно получить из грудного молока. Вопрос состоит в том, когда же именно наступает этот момент? Посмотрим данные исследований (сразу оговоримся, что речь в них идет о здоровых доношенных детях).

— в исследовании Sawasdivorn S, Taeviriyakul S 2011 сравнивались младенцы 6 месяцев, часть которых находились на исключительно грудном вскармливании, а другая часть — хоть и на ГВ, но с уже введенным прикормом. В группе ИГВ был всего один случай анемии (4,2% выборки), а в группе неисключительного ГВ — 5 случаев (12.8% выборки). При этом анемия ребенка на ИГВ не была связана с дефицитом железа, в то время как среди уже начавших прикорм 4 случая анемии были именно железодефицитными. Различные параметры роста детей оказались сопоставимыми между этими двумя группами; то есть прикорм ранее 6 месяцев дал более высокий риск развития железодефицитной анемии.

— исследователи Pisacane A et al 1995 проверили статус железа у грудничков, достигших годовалого возраста, которые никогда не получали ни коровье молоко, ни препараты железа, ни обогащенные железом продукты прикорма (только грудь и прикорм с семейного стола). У 30% из них была обнаружена железодефицитная анемия. Когда исследователи уточнили продолжительность исключительного ГВ, оказалось, что у детей с анемией период ИГВ был значимо меньше, чем у малышей без анемии (средний срок ИГВ 5,5 месяцев у анемичных детей по сравнению с 6,5 месяцев у неанемичных). Анемии не было ни у одного из детей, кто был на ИГВ дольше 7 месяцев и у 43% тех, кто был на ИГВ меньший период времени. Наконец, малыши, которые долго находились на ИГВ, имели хороший статус железа в 12 и 24 месяцев.

Итак, похоже, что здоровые доношенные дети не нуждаются во введении прикорма с целью восполнить дефицит железа минимум до шести месяцев, а то и дольше. Однако есть и другие исследования, которые обнаруживают дефицит железа у детей на исключительном ГВ как в 4, так и в 6 месяцев. С чем это связано? Вероятно, с тем, что есть детки с повышенным риском развития дефицита железа (и, скорее всего, это не связано с типом вскармливания, то есть при прочих равных дети из групп риска могут развить анемию как на исключительном ГВ, так и на смешанном, и на искусственном вскармливании).

Кто входит в группы риска развития дефицита железа? Изначально это следующие группы:

— дети, рожденные преждевременно. Дело в том, что депо железа на 80% формируется в последнем триместре беременности, и соответственно чем раньше ребенок появляется на свет, тем меньше его внутриутробные запасы железа (Baker RD et al 2010)

— дети, рожденные в срок, но с весом менее 2500 г (Dewey KG et al 2008)

— дети, рожденные у матерей с сахарным диабетом (Baker RD et al 2010)

— дети на исключительном ГВ, очень активно растущие после исполнения 4 месяцев жизни (Marques RF et al 2014)

Вероятно, имеет значение также время пережатия пуповины в родах, поскольку ряд исследований показал, что отсроченное пережатие пуповины ассоциируется с меньшим риском анемии в возрасте 4, 6 и 8 месяцев (например, Andersson O et al 2011, Garofalo M, Abenhaim HA 2012, Blouin B et al 2013) — соответственно, чем раньше пережимается пуповина и меньше полученный ребенком в родах объем плацентарной крови, тем выше риск развития анемии.

Затем, по мере введения прикорма, риск недостаточности железа связан еще и со следующими обстоятельствами:

— низкий социально-экономический статус семьи (Lafuente Mesanza P et al 1992, Torres MA et al 2006);

— раннее введение неадаптированных продуктов коровьего молока (Lafuente Mesanza P et al 1992, Thorisdottir AV et al 2013).

Интересно, что анемия у матери еще не означает автоматически риск анемии для младенца: в исследовании Raj S et al 2008 при исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев не было никакой разницы в уровне гемоглобина между детьми матерей с анемией и без анемии.

Конечно, если малыш находится в группе риска, стоит более пристально следить за его статусом железа. Обратите внимание, что само по себе это еще не повод форсировать прикорм: в возрасте до полугода для групп риска препараты железа более предпочтительны, чем раннее начало прикорма (Arvas A et al 2000, Dewey KG et al 2004). Показательно в этом отношении, в частности, исследование Dewey KG et al 2004, куда были набраны детки, родившиеся с массой 1500-2500 г и до 4 месяцев находившиеся на исключительно грудном вскармливании. В 4 месяца их рандомизировали (произвольно разделили) на группу, продолжающую ИГВ до 6 месяцев, и группу, где был введен обогащенный железом прикорм. В обеих группах были дети, у кого в возрасте 2 или 4 месяцев уровень гемоглобина составлял менее 100 г/л, и которые в связи с этим получали препараты железа в капельной форме, их число было примерно одинаковым в обеих группах. В возрасте 6 месяцев исследователи проверили, как отличается статус различных микронутриентов среди тех, кто по-прежнему кормился только маминой грудью, и тех, кто получал специально обогащенный прикорм. Оказалось, что показатели витаминов А, В12, фолиевой кислоты и цинка существенно не раличались между группами. Что касается железа, то если дети не получали его препараты, статус железа был выше в группе получающих обогащенный прикорм. Но при сравнении детей, получающих препараты железа, в выигрыше оказались груднички на ИГВ. Исследование делает вывод, что хотя детям, родившимся маловесными, могут понадобиться дополнительные препараты железа, все же оптимальным для них будет исключительное ГВ по меньшей мере до 6 месяцев.

Из всего этого следует, что, вероятно, здоровые доношенные дети с весом при рождении более 3 кг, прибавляющие после достижения 4 месяцев не более 500 г/месяц, могут находиться на исключительно грудном вскармливании по меньшей мере до 6-7 месяцев без угрозы развития железодефицитной анемии. Конечно, если ребенок входит в одну или несколько групп риска, то думать о поднятии статуса железа нужно раньше...

Как же можно поднять статус железа малыша? Как мы уже говорили, в случае необходимости решить проблему железодефицита у ребенка в возрасте до полугода, похоже, лучше помогают препараты железа. А вот если ребенку исполнилось полгода, то на первый план в обеспечении малыша железом выходит прикорм: исследование Gokcay G et al 2012 подтверждает, что во вторые полгода жизни малыша питание может быть более важным в предотвращении железодефицитной анемии, чем собственно препараты железа. Так что самый простой и доступный каждой матери вариант — обеспечивать хорошее поступление железа вместе с прикормом. Здесь тоже имеются свои нюансы...

— Конечно, очевидный поставщик доступного железа — это печень и мясо. Сейчас все чаще говорят о том, что мясо можно рекомендовать как один из первых прикормов, который хорошо принимается многими малышами уже с семи месяцев (Krebs NF 2007) Принципиально его нужно не очень-то и много: в одном из исследований (Engelmann MD et al 2008) сравнивали две группы малышей, которые в восемь месяцев кормились грудью и получали прикорм, включавший в первой группе 10 г мяса в день, а во второй 27 г мяса в день. Через два месяца наблюдений уровень гемоглобина поднялся в обеих группах, причем во второй, конечно, больше. То есть даже столовая ложка мяса в сутки принесет свои плоды — мама может дать эту порцию мяса в виде кусочка паровой котлетки; как чистого, так и смешанного с кашей или овощами мясного пюре; просто кусочков мяса или печени, если малыш проявляет к ним интерес.

— Конкурируют с мясом детские хлопья или каши, специально обогащенные железом, которые иногда признаются даже более эффективными, чем мясо и непосредственно препараты железа (Ziegler EE et al 2011) Так что, если малыш равнодушен к мясу, можно попробовать обогащенные железом злаковые прикормы.

— Хорошие источники железа в семейном меню, помимо мяса — куриная печень (почти в 2 раза больше железа, чем в говяжьей печенке!), бобовые, зеленый горошек, киноа, сардины.

— Витамин С значительно увеличивает усвоение железа из пищи! Поэтому мясо или каши можно активно сочетать с богатыми витамином С овощами и фруктами, такими как брокколи, сладкий перец, цитрусовые, киви, клубника, малина (конечно, не первым же прикормом и не в большом количестве — сначала убедитесь, что у малыша нет аллергии).

— с другой стороны, есть продукты, снижающие поступление железа. Прежде всего это неадаптированное коровье молоко, которое желательно избегать давать ребенку с риском развития железодефицита. Если малышу даются другие молочные продукты (такие, например, как твердый сыр, который любят многие дети и который является хорошим источником кальция), то лучше разносить это по времени с продуктами, являющимися источниками железа, чтобы не затруднять его усвоение.

— кроме того, заметно ухудшают всасывание железа и способствуют развитию железодефицитной анемии самые различные чаи — как обычные черный и зеленый, так и травяные, включая те, что продаются под маркой «детских». ВОЗ рекомендует не поить детей чаем по меньшей мере до двух лет.

Ирина Рюхова для «Нового уровня».

Оригинал публикации http://new-degree.ru/articles/iron

На все исследования есть активные ссылки на странице публикации.