Пожалуй, каждая мама аутичного малыша сталкивалась с вопросом врача о сюжетно-ролевых играх. Это одна из больных тем… Почему? Всё элементарно-мама начинает с воодушевлением рассказывать, что её малыш качает куклу, строит замок из кубиков, выстраивает многометровую пробку из машинок. На что врач обреченно кивает головой и говорит-«Не играет». Мама в возмущении, а всё потому, что не было объяснения. Так что же за зверь эта сюжетно-ролевая игра, зачем она нужна и почему аутёнку она так тяжело даётся? Давайте разбираться!

Сюжетно-ролевая игра-основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Дети играют везде-дома, в магазине, на детской площадке. Особенность именно сюжетно-ролевых игр в спонтанном проявлении ребёнка, в буйстве и развитии его фантазии, но в то же время-в тесном взаимодействии ребёнка и окружающих его детей и взрослых. Им присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры-это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными целями, то есть то, что малыш видит повседневно. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Чаще всего малыш представляет себя в роли взрослого-он продавец, предлагающий купить фрукты и овощи маме, парикмахер, создающий чудесные причёски, папа или мама, грозно ругающие ребёнка-плюшевого медведя или куклу.

Читать в полной версии

Для чего же это нужно и почему так важно? В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. То есть-для того, чтобы ребёнок комфортно и уверенно чувствовал себя в нашем мире, в мире взрослых, ему необходимы сюжетно-ролевые игры, в которых он научится, что за товары в магазине нужно платить, что градусник нужен для измерения температуры болеющего и многому другому.

А что же с особыми детьми? У особого ребёнка свой собственный закрытый мир. Именно так-целый мир, в котором ему уютно и комфортно. Именно по этой причине я отвергаю любую теорию о том, что у аутистов нет воображения! А вы создайте целый мир без него! Но, в то же время, его внутренний мир вступает в противоречие с нашим. Мир малыша с аутизмом-мир радости и страхов, но в нём нет парикмахера, нет денег, нет строителей и врачей. Даже больше, иногда в этом мире нет родителей. Но мир существует! «Я пинаю ногой дверь и она стучит. Я кричу и появляется всё, что мне нужно.» Примерно на этом и строится мир аутёнка. Но это вовсе не значит, что его нельзя научить жить в нашем мире! Можно и нужно, а лучшая помощница в этом-сюжетно-ролевая игра!

Итак, вы пришли к врачу, который спросил о том, во что играет ваш малыш и обнаружили, что сюжетно-ролевые игры ребёнок не воспринимает. Вы слышите: «Ну что же вы, мамочка, нужно играть с ребёнком!» и с отчаянием отвечаете: «Он со мной не играет! Совсем!» Хорошо, если вам попался хороший врач, который поддержит и поможет. Мне такие не попадались, увы… Ваш малыш увлеченно строит башню из кубиков или катает машинки, но, стоит вам подойти к нему и он отталкивает вас, кричит, кубики и машинки летят в разные стороны. А, как только мама ушла, игра возобновляется. Расстроенная мама глотает горькие слёзы, не зная, что делать. Без паники! Давайте посмотрим на ситуацию с позиции ребёнка. Включаем воображение: вы потрясающе готовите борщ, по рецепту отработанному годами. Вы точно знаете, когда и что нужно в этот борщ положить, чтобы он получился именно таким, каким его любит ваша семья. Но тут в ваши планы вмешивается, скажем-мама. Которая положит свеклу раньше, чем нужно и окрасит все овощи, а красную картошку ваш сын ни за что есть не будет. А в конце, когда ваше творение уже почти готово, добавит пачечку горчицы, уверяя, что так лучше. Ваша реакция? Наверняка, найдутся те, кто скажет-«Скажу, спасибо!» Но их единицы. Большинство же устроят громкий крик, в не литературных эпитетах описывая умственные способности любимой родственницы. А в следующий раз и близко не подпустят её к дорогой кастрюле!

Возвращаемся из страны фантазий. Ваш ребёнок строит башню-это его борщ! У него есть своя задумка, действия, которые он продумал. И тут, врываетесь вы, конечно же с самыми хорошими намерениями, ломая его схему. Теперь понимаете причину плача и недовольства малыша? А в следующий раз, только увидев маму на горизонте, ребёнок начинает кричать, предупреждая её вмешательство. Ведь он не может объяснить вам свою задумку! Поэтому, действуем мягче. Ваш ребёнок-вполне сформировавшаяся личность, со своим мнением и интересами, которому хочется, чтобы с ним считались. Поэтому, подойдя к нему, не трогайте игрушки, а спокойно скажите: «Солнышко, ты так интересно играешь! А можно и мне поучаствовать? Дай мне кубик(машинку), которым я буду играть.» Если малыш не идет на контакт-садимся подальше, но так, чтобы он вас видел и начинаем играть в игру-дублёр. Но не вздумайте брать игрушки, которыми играет ребёнок! Возьмите другой комплект кубиков, машинок, куклу и начинайте играть. Теперь от вас потребуется окунуться в детство, в вашей игре не должно быть фальши! Вы должны играть, как в детстве, полностью погрузившись в процесс, а не бросая ежесекундно взгляды в сторону малыша. Вы строите башню? Шикарно! Постройте её достаточно большой, а потом подтолкните, громко заявив: «Ба-бах!» и похлопав в ладоши. Совсем скоро рядом с вами обрушится соседняя башня. Играете в машинки? Не забывайте изображать звуки, разметку, светофоры, говоря-«Стой, красный цвет!»,«Зелёный, можешь ехать!». Устройте чаепитие куклам, в котором у них будут вкусные пирожные и интересные беседы. Дня через три в ваших играх появится новый помощник. Особенность таких малышей в том, что они не умеют создать сюжет-взаимодействие, но могут научиться этому от вас. Со временем добавляйте в свои игры всё больше сюжетных аспектов-чтобы построить башню нужны кубики, которые малыш может привезти на грузовике, это будет его роль. Кукла Маша съела много конфет и у неё заболел живот, поэтому ваш малыш должен поработать доктором, чтобы продолжить чаепитие. Главное-помните, сюжет развиваем потихоньку, если ребёнок не переключается, значит он ещё не готов, не торопитесь!

Пройдёт несколько месяцев и вы всей семьёй будете играть в совместные игры, развивая воображение ребёнка и радуясь его придумкам. А еще через пару месяцев с гордостью сможете сказать врачу, что ваш ребёнок играет в сюжетно-ролевые игры, очень весело и с интересом! Удачи Вам и терпения!