По работе мне довелось столкнуться с программой «Детство 2030», которая разрабатывается с 2008 года при поддержке Общественной палаты РФ и фонда «Мое поколение». В чем смысл этой программы? Прежде всего она призывает кардинально пересмотреть подходы к воспитанию детей. Подчеркивая новизну и уникальность программы, авторы выполнили ее в форме форсайт-проекта (проекта, направленного в будущее), подчеркнув, что без их проекта Россия превратится в отсталую страну уже через 20 лет. Пока разбиралась в этом проекте, пришла к грустной мысли – кому-кому, а родителям с детьми это будущее несет мало хорошего(. Попробую рассказать, в чем дело.Читать в полной версииНовый взгляд на детство

В качестве основ программы «Детство 2030» предлагается «полноправное включение детей в общественные отношения», их «готовность к инновациям». При этом «взрослые не могут проектировать будущее для своих детей», ведь их «взгляд на будущее отличается от детского», а дети «достаточно компетентны, чтобы выбирать тот или иной сценарий собственной жизни». Принцип накопления мудрости и жизненного опыта с возрастом отменяется, теперь дети сами знают, что им нужно. Но любой взрослый, хоть раз столкнувшийся с детским «хочу», знает, что ребенок выбирает вкусное, яркое, не задумываясь о вреде для здоровья. Однако даже потакание капризам не освобождает родителей от ответственности как перед обществом и законом, так и перед детьми. Программа предполагает строгий надзор за отношениями внутри семьи, что неизбежно приведет к внедрению принципов ювенальной юстиции, причем уже не в рамках эксперимента, а повсеместно. И как в этих условиях вырастить здорового ребенка, будучи не в силах запретить ему завтракать шоколадом с газированной водой, остается загадкой.
При рассмотрении идеологии и основных замыслов проекта также бросается в глаза отсутствие каких-либо возрастных рамок. Не секрет, что в первые 20 лет жизни рост и тела, и сознания человека проходит бурно, часто за этот период ребенок многократно меняет свои увлечения и убеждения. В связи с этим возникает ряд вопросов: кого рассматривают авторы проекта «Детство 2030» как полноправного члена общества, готового к инновациям – грудничка, ребенка дошкольного, школьного возраста или всех сразу? Не приведет ли применение универсальных стандартов без учета «человеческого фактора» к отрицательным последствиям в судьбах детей, в стандарты не вписавшихся? И не станет ли взросление травмой для нового поколения детей, привыкших играть только по своим правилам?

Семья, традиции, духовность – как быть с ними?

Семья, традиции, духовность не являются для авторов форсайт-проекта «Детство 2030» основополагающими ценностями, что странно, ведь речь идет о воспитании нового поколения российских граждан. Новое видение авторами «Детства 2030» института семьи и брака было подвергнуто общественному порицанию, и тому есть причины. В разделе «Семья и родительство» говорится о «многообразии семейных форм и форм совместной жизни», необходимых современному обществу, включая неполные семьи. Подчеркивается, что ребенок не должен страдать в связи с «необычностью» семьи от насмешек или ярлыков, навешанных обществом. Но на первый взгляд здравая мысль получает неожиданное развитие. Теперь усилия направят на «избавление детей от устаревших форм и стереотипов», предложив взамен загадочное «разнообразие форм семьи». Вероятно, авторы проекта отвергают многовековые традиции русского народа, состоящие в семейственности, многодетности, наличии отца-главы дома и матери-хозяйки, считая их устаревшими, несмотря на то, что именно эта форма совместной жизни дает наибольший прирост населения, за который так активно борется Россия в последние годы. Не получится ли, что теперь ребенку из традиционной полной семьи придется стесняться своих родителей, ведь они являются «устаревшей формой».
Попутно с нивелированием семейных ценностей проект полностью исключает необходимость духовного развития ребенка, сохранение внутри семьи особого эмоционального климата и отношений, основанных на любви и других нематериальных ценностях. Вместо любящего родителя в тексте программы появляется родитель «компетентный, специально обученный», обеспечивающий ребенку не воспитание, а «реализацию социальных функций». А ребенку предлагают стать единицей «человеческого капитала», а никак не интересной, самостоятельной личностью. И проходить данный процесс должен под контролем специалистов надзорных организаций. В результате институт семьи приравнивается к социальному инкубатору, производящему стандартизированный продукт.

Вопреки здравому смыслу

В качестве целей форсайт-проекта «Детство 2030» представлены следующие тезисы: «сделать детство (понятие в данном контексте абсолютно абстрактное) приоритетом национальных стратегий развития; перераспределить общественное богатство в пользу детства; предоставить ребенку возможность реализации собственного жизненного пути из многих альтернатив». Реализация этих целей планируется через создание «городов, дружественных детям», специальных детских зон, через новые образовательные стандарты, а также упомянутое выше «компетентное родительство». Необходимость данных мероприятий подкрепляется упоминанием о схожем опыте США и европейских стран. Но еще совсем недавно руководители нашего государства выступали с осуждением применения принципов ювенальной юстиции к русским детям за границей. Сейчас же хотят внедрить эти принципы на территории России. И вместо того, чтобы сделать жизнь взрослых комфортной, здоровой и обеспеченной, дать им возможность в радости и достатке растить счастливых детей, нам предлагают однобокую программу, полную противоречий.
Судьба проекта «Детство 2030» зависит от оказанной ему поддержки со стороны властей и общественных организаций, от законодательных актов, направленных в поддержку или вопреки этому проекту. Остается надеяться, что при принятии решения руководители государства будут руководствоваться реальными интересами населения, а не противоречивыми тезисами, перечеркивающими историческое и культурное наследие России.
А вы слышали об этом проекте? Что думаете? Нужен он нам?