История Хелен Келлер меня покорила давно… но фильмы я посмотрела недавно и оба сразу, подряд.

Итак – Хелен Келлер - (27 июня 1880 — 1 июня 1968) - американская писательница, лектор и политическая активистка.

Читать в полной версии

В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла заболевание (предположительно, скарлатину; педиатр при осмотре классифицировал расстройство как «воспаление мозга»), в результате которого полностью лишилась слуха и зрения. Но она получила высшее образование (первый слепоглухой человек получивший высшее образование) и даже научилась говорить обычной речью, не только с помощью языка жестов.

О периоде жизни ребенка – примерно 7 лет – когда девочке наняли гувернантку – учителя, Уильямом Гибсоном была написана пьеса «Сотворившая чудо». А в 1962 году снят фильм, еще при жизни Хелен. А в 2000 г сняли еще один фильм – так называемый ремейк.

Первый фильм (1962г), конечно, посильнее - правдоподобнее. Второй вариант, как принято говорить, лайт: и сцены не такие яркие и девочка максимально милая и платьица у нее красивущие.

Фильм очень тяжелый, так как порождает двоякие вопросы, особенно сцены воспитания девочки. Где любовь и где вседозволенность? Где степень, грань, порог снисходительности к болезни? Нужно ли проявлять снисходительность к больному ребенку (человеку вообще)? Как ее проявлять? Зачем? Жестокость и воспитание – где грань? Лишения… дрессировка… натаскивание… или привитие навыка и знаний?
Особенно сильная сцена в столовой – не дать голодной слепой девочке еду, отталкивая ее от тарелки – жестоко? Родители из-за любви позволяли ей брать все что угодно в их тарелках. Но результат такой любви - полевое поведение /характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля)/. И новая гувернантка, получая пощечины и пинки, начинает обучать девочку правилам поведения. И языку жестов. Весь фильм посвящен именно этому обучению, пока девочка не поняла связь между предметным миром и жестовым языком.

Безусловно это был прорыв в мире специальной педагогики и яркий пример.

Фильм говорит нам о том, что человеком не рождаются о природы, им становятся – поэтому Энн Салливан пыталась разбудить человека в Хелен с помощью мыслительного процесса, в первую очередь – с помощью языка, так как овладение языком – важнейший критерий развития ребенка. Мы привыкли осознанно общаться с помощью речи, и другого такого же эффективного способа объяснить что-то, научить чему-то, как рассказать это словами, мы не знаем. Фильм «Сотворившая чудо» подтверждает это мнение, говоря о том, что слово и мысль — это одно и то же, что где есть слово — там есть и мысль.

Справедливости ради хочу отметить, что все же не так была запущенна девочка. До Салливан за ней ухаживала одна из служанок, которая познакомила ее с миром предметов. Так что предметная деятельность у ребенка уже была налажена.

Что сказать о героях фильма? Ничего не скажу – каждый сам определит для себя правоту каждого. Кстати, для меня некоторые герои в фильме 2000 года стали совершенно иными по характеру и восприятию. И еще – в фильме 2000 года как-то скомкано, на мой вкус, закончено. В первом фильме концовка более логична.

Так же хочу сказать, что Хелен Келлер всю свою жизнь прожила вместе со своей учительницей Энн Салливан, до ее смерти.