Чтобы ребенок не воспринимал вашу просьбу «в штыки», слушал вас и не перечил, нужно знать всего четыре способа мотивации к сотрудничеству.

Первый — это просьба с последующей благодарностью. Если допустим мама готовится к встрече гостей, и ей нужна помощь ребенка, хорошей мотивацией для малыша станет готовность мамы сделать что-то вместе. То есть ребенок должен не просто выполнить какое-то не нужное ему дело, а увидеть, что он вносит вклад в общее дело. Например можно сказать: «Давай ты пока вынесешь мусор, а я приготовлю пирог для гостей» или «Давай я буду готовить обед, а ты в это время уберешься в комнате». Если ребенок отвечает отказом, не стоит сразу ругаться или заставлять. Попросите его сделать то, что он делает охотно и без ваших слов. После выполненной просьбы обязательно похвалите дитя. Выразите свои эмоции, объясните, что вы чувствуете: «Я очень довольна, Я в восторге, Я рада и мне очень нравится!». Ребенок поймет, что доставил маме радость, и впредь будет стремиться делать это чаще. Не скупитесь на слова благодарности.

Читать в полной версии

Следующий способ — выслушать ребенка. Если ребенок упорно не желает сотрудничать, отвечает отказом на любую просьбу, сопротивляется и протестует, — выслушайте его. Распросите, что случилось, почему он так себя ведет. Может за этим скрывается боль обиды или переживание. Ребенку нужно, чтобы родители были с ним на одной волне эмоций, он хочет видеть, что ему способны сопереживать и готовы разделить его чувства. Выслушав и поняв его переживания, вы моментально мотивируете его на благодарность, он захочет вас порадовать, согласившись помочь.

Обещание вознаграждения. Бывает, что ребенок не вполне и сам может понять свое настроение, он капризен и не настроен сейчас на выполнение каких-либо просьб. В ответ на вопросы о причине его состояния он не может дать четкого ответа. И здесь отличной мотивацией к сотрудничеству станет обещание приза за труды. Однако стоит отметить, что такой способ не должен быть единственным и постоянным. В ребенке заложена склонность радовать родителей, просто иногда ее нужно заново пробудить. Опять же, после совершенной помощи не только вручите ребенку заслуженную награду, но и объясните, что вы бы хотели видеть в нем такого помощника, потому что вам это доставляет удовольствие, вы становитесь счастливее. Это и будет его самой большой наградой.

И последний способ, если не срабатывает ни один из вышеперечисленных, — это приказ. Но приказ не должен звучать, как агрессивное требование. Приказ — это короткое утверждение, не несущее в себе никакого объяснения, почему так нужно сделать. Приказ не должен нести в себе эмоциональной нагрузки, он должен показывать ребенку, что ваше слово обсуждению не подлежит.

Если использовать только эти четыре способа общения, можно существенно увеличить послушание ребенка, естественным образом повысить его стремление к сотрудничеству.