Готовилась к выступлению на родительском собрании и вот решилась с вами поделиться информацией.

5-11 классы относятся по ряду периодизаций психического развития к подростковому возрасту. Возраст, когда гормональные изменения, активное физическое и психическое развитие, приводят и совершенно здорового подростка к частым переменам настроения и поведения. Колеблется самооценка, резко меняется физическое состояние и самочувствие, подросток становится ранимым, реакции становятся неадекватными. С такими особенностями возраста приходится сталкиваться как самому подростку, так и их родителям.

Читать в полной версии

Хотелось бы остановиться на факторах, которые должны насторожить родителей в поведении, состояниях подростка, которые являются признаками эмоциональных нарушений, приводящих к возможному проблемам:


1. Снижение аппетита или полная его потеря или, наоборот, внезапное обжорство, бессонница или повышенная сонливость на протяжении нескольких дней.

2. Частые жалобы на боли в области живота, головокружения, затянувшуюся усталость.

3. Внезапное безразличное отношение к своей внешности.

4. Возникшее на протяжении значительного времени чувство одиночества, не значимости себя в обществе и среди близких, постоянной вины перед кем то, а также грусти.

5. Чувство уныния в близком, значимом для подростка окружении или в ходе выполнении ранее любимой работы.

6. Избегание общения с друзьями и членами семьи.

7. Неустойчивость и ослабление концентрации внимания, понижение качества выполняемой работы.

8. Неожиданные проявления гнева и ярости по пустякам.

9. Избегания разговора о будущем, нет планов на дальнейшую жизнь.

10. Частые раздумья о смерти

Если вы обнаружили, что у вашего сына или дочери начинаются такого рода проявления, то необходимо:

1. Поддержка. Хорошо, если подросток сам делится с вами проблемой Вы, конечно же, будете потрясены, но, сохраняя спокойствие, надо выслушать и не осуждать.

2. Разговор с вашим ребенком должен быть искреннем. Надо понять, насколько серьезна угроза, главное, чтоб сам подросток осознал проблему.

3. Важно выяснить, если у подростка план действий, именно наличие плана – это признак реальной опасности.

4. Разговор должен быть о переживаниях. Покажите важность его чувств. Дайте понять, что нахлынувшее ощущение безнадежности не вечное.

5. Важно помочь вашему подростку понять, что в состоянии стресса сложно что-то решать и надо время для осознания того что делать.

6. Помощь со стороны компетентных людей в решении проблемы. Посещение мест и мероприятий, которые помогли бы понизить переживаемый стресс.


КАК РОДИТЕЛЯМ МОЖНО ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ НЕ ВПАСТЬ В ДЕПРЕССИЮ:

1. Заботливые взаимоотношения с раннего детства.

2. Внимательно слушать ребенка, обсуждать не навязчиво проблемы ребенка, как семейные, так и внутренние.

3. Искренность в общении. Спокойная беседа о тревожащих ребенка ситуациях.

4. Верьте сами, что проблему можно решить конструктивно и эту веру вселяйте сыну или дочери.

5. У каждого ребенка есть личностный потенциал, помогите ему его осознать и наметить план реализации своих возможностей. Цели в жизни должны быть реальными.

6. На жизненном пути много препятствий, научите их преодолевать.

7. Поддерживайте положительные начинания своих детей.

8. Запретите себе применять физические наказания. Деликатность в общении с вашим подростком — залог взаимопонимания с ним.

От нас родителей зависит многое. Забота и любовь близкого человека необходима в трудную минуту подростку. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.