Этот вопрос портил жизнь каждому. «Кого ты любишь больше — папу или маму?» — спрашивает у ребенка при первой и последующих встречах буквально каждый второй. Будто и спросить больше нечего у человека в три или пять лет! Это уже потом, когда вырастешь, становится понятно, что действительно нечего.

А ребенка необходимость делать выбор между мамой и папой чаще всего ввергает в ступор. По крайней мере, в первые 20 раз. Потом, конечно, вырабатывается «противоядие» и подбираются (чаще всего с помощью пап и мам) дежурные ответы.

Читать в полной версии

И все же — кого они больше любят? Нам, папам и мамам, это тоже очень интересно. Более того, зачастую в семьях идет борьба за любовь ребенка.

Однозначного ответа, конечно, не существует. Любовь — в том числе и к родителям — дело сугубо индивидуальное. Наверное, наивно предполагать, что ребенок будет любить папу, который обычно приходит домой вусмерть пьяный и, на пороге снимая ремень, принимается за «воспитание». В таких случаях о любви говорить трудно — чаще дети просят Деда Мороза «поменять папу». Или же сделать так, чтобы он не пил.

Ну а если говорить о нормальной семье и адекватных родителях, то тут уж папа не только составит серьезную конкуренцию маме в борьбе за любовь ребенка, но и имеет ощутимый бонус — ведь, как известно, «папа может все что угодно». В этом на собственном опыте убедился обозреватель портала.

Мамы слишком много!

Так уж в нашей жизни получается, что мамы в семье «слишком много». Такая традиция сложилась, что отец больше занимается материальным обеспечением семьи, а дети и домашнее хозяйство — все больше на матери. Мамы больше гуляют с детьми, чаще общаются с ними, помогают одеваться в детсад и рассказывают сказки перед сном. Это факт. Отцов дети видят реже (впрочем, и они детей тоже). И в этом, как ни странно, папин «бонус».

Ведь мама — это настолько привычно… Мама и ругается чаще (пусть и по делу, но все же). И убирать за собой заставляет. И на улице во время игры постоянно контролирует: «Туда не ходи», «Не дерись», «Не обзывайся», «Не обсыпайся песком» и так далее. Воспитывает, одним словом. Кому это понравится?

Как-то дочка повергла в шок рассказом о том, как в детском саду их попросили описать родителей одним словом. «Ну и что ты сказала?» — поинтересовались мы в один голос. «Папа — сонный, мама — злая», — честно ответил ребенок… То есть мама больше воспитывает и запрещает, ну а папу дочь видит или рано утром, или поздно вечером.

Общие интересы

Зато папа ругается и запрещает меньше. Хотя бы потому, что с ребенком общается немного реже. И тут уж есть и радость от взаимного общения, когда язык не поворачивается одернуть ребенка (даже когда следовало бы), и различные уступки, подарки и сюрпризы. «Хочешь на аттракцион? Да не вопрос!»

А еще не зря говорят, что мужчины — большие дети. Да, пожалуй, это так. И с маленькими детьми мы находим общий язык куда проще, чем мамы, потому что у нас много общего.

Что касается пацанов, так тут и вовсе нет вопросов. Разобрать какую-нибудь «игрушку» — будь то микроволновка или детская машинка, чтобы посмотреть «что внутри» — это же у нас в крови! А сделать это вместе и вовсе здорово! Авторитет у папы растет с каждой разобранной и собранной мясорубкой — разве мама так умеет?

С дочками папы в куклы, как правило, не играют. Тут уж свои взаимоотношения. Не зря ведь говорят, что отцы в своих девочках души не чают. Поэтому всегда готовы и поговорить с ними по душам, и на подарки не скупятся, и голос не повысят — как можно кричать на маленькую принцессу? Впрочем, в различных ремонтах, починках и сборках-разборках дочки также принимают деятельное участие. Если есть возможность «помочь папе» — это же здорово!

Пожалуй, в связи с мягкостью в обращении с детьми многие мамы обвинят пап в нарушении «воспитательного процесса» — дескать, слишком многое они своим чадам позволяют. Якобы они стараются-стараются воспитать ребенка правильно, а папа взял и за два часа все испортил. А потом ребенок ходит и говорит: «А папа за это не ругается, а папа это разрешает». То есть папа зарабатывает авторитет «популистскими методами».

Правда в том, что отцовский авторитет настолько высок, что одной фразой или просьбой он может добиться от ребенка больше, чем мама — тысячей замечаний и одергиваний. Проверено на себе!

Вот и получается: мама — это, конечно, здорово, это тот человек, без которого сложно представить окружающий мир. Ну а вот папу просто любят. Его встречают восторженными криками в прихожей, к нему залазят на колени, когда он сидит в кресле, его упорно, игнорируя маму, тащат на детскую площадку. Ведь папа — это ПАПА! Для него ребенок может сделать все. На днях дочка с гордостью доложила, что «почистила папе обувь». Почищенными блеском для обуви оказались сапоги и домашние тапочки… Но ведь — от всей души!

Что сделать, чтобы вас любили, как папу?

Что же стоит сделать мамам, чтобы завоевать такую же любовь со стороны детей? Совсем немного.

Меньше запрещать и чаще договариваться. Моя дочка очень любит договариваться. Что-то вроде: «Папа, давай договоримся: я сейчас спать лягу, а завтра ты меня на санках в садик завезешь». Договоры надо всячески поощрять и, самое главное, никогда не нарушать. В этом случае ребенок будет идти навстречу и держать свое слово. Одним договором можно достичь большего, чем сотней запретов.

Меньше ругать и больше хвалить. Это очевидно. Похвала в большинстве случаев стимулирует ребенка на подвиги. Одна фраза — «Ой, какая ты молодец, маме помогаешь!» — привела к тому, что дочка 2 часа мыла посуду. Старательно так, по несколько раз каждую тарелку.

Да и в целом — повышать голос на ребенка стоит только в исключительных случаях. А лучше вообще не повышать. Безусловно, бывают нюансы. Как-то ребенок объяснил свою «жизненную позицию»: «Папа, а знаешь, почему я больше балуюсь, когда мамы дома нет? Потому что мама на меня ругается, и я стараюсь вести себя хорошо, чтобы она не ругалась. А ты не ругаешься». Когда ребенок старается «соответствовать», чтобы на него не ругались, — это, пожалуй, не очень хорошо.

Обращаться с ребенком как с равным. Папам вообще сложно разговаривать по-другому, а вот у мам почему-то вырабатывается сугубо командный тон. Изредка и он уместен, но когда это происходит постоянно — эффективность стремится к нулю. А вот разговор на равных действует практически стопроцентно. Ребенок чувствует себя более взрослым и в какой-то степени готов нести ответственность за свои слова. Никто не будет спорить с тем, что все дети хотят как можно быстрее вырасти. И они с радостью принимают возможность поговорить на равных.

Стараться понять ребенка и отнестись к его проступкам максимально справедливо. Да, это сложно — есть куча своих проблем, а когда еще чадо что-то выдумывает… Легче, конечно, сделать замечание или выговор. Даже если ваш ребенок испортил всю вашу косметику, рисуя автопортрет на зеркале (каюсь, был за мной такой грешок лет 30 назад), не торопитесь орать и уж тем более бить ребенка. Даже если внутри «все горит» — поговорите с ним: что им двигало в этот момент, почему так случилось? К слову, на меня даже не повысили голос после того «автопортрета». Сдержав первоначальный гнев, мама признала, что была виновата сама: оставила ребенка и косметику без присмотра. Но беседу со мной провели. Больше губной помадой и тушью не пользуюсь.

Быть готовым всегда откликнуться на любое обращение ребенка. Даже если вы в конкретный момент не можете поучаствовать в его играх, фразы «Отстань», «Не видишь — я занята», «Не до тебя сейчас», «Не мешай» недопустимы. Тридцать секунд, чтобы объяснить ребенку, почему ты не можешь в данный момент принять участие в «разукрашивании обоев» или в игре «поймай попугая» и что ты поиграешь с ним через десять минут (полчаса, час), найдутся всегда. На первых порах могут быть капризы, но затем ребенок примет правила игры. Но через десять минут (полчаса, час) вы обязательно должны взять карандаш и начать разукрашивать обои.

То, что родители борются за любовь ребенка, — так это неплохо. Ребенку же лучше. Главное, чтобы папа и мама не начали заниматься «антирекламой» друг друга.

А вопроса «Кого ты больше любишь — папу или маму?» лучше все равно не задавать…

Сергей Киеня

Читать полностью: