Что представляет собой пальчиковая гимнастика? Если говорить просто, это пассивные или активные движения пальцами рук. Целенаправленные упражнения улучшают работоспособность коры головного мозга и приводят в активность речевые центры. Читать в полной версии Пассивная пальчиковая гимнастика применяется в работе с младенцами, а также с более взрослыми детьми в случаях, когда у них наблюдается скудность моторики (плохо развита способность совершать манипуляции пальцами рук). В процессе таких занятий взрослый и ребенок выполняют движения вместе или их делает педагог, держа руки ребенка в своих руках. Активная пальчиковая гимнастика рассчитана на самостоятельное выполнение упражнений ребенком (возможно, повторяя за кем-то из взрослых). В наше время задержка речевого развития у дошкольников, а вернее, задержка „говорения” встречается все чаще. Нередко можно услышать от молодых родителей, что их сынок начал говорить в 3 года или дочка произносит не слова, а только первые слоги. Именно поэтому актуальность зарядки для пальчиков сегодня только возрастает.
Что выбрать?
1.Массаж
Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.
Упражнения пальчикового массажа:
Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.
Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

2.Упражнения с предметами
Сборка/разборка пирамидки.
Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.
Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).
Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.
Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.
Проталкивание монеток разного размера в копилку.
Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица). А можно под присмотром давать открывать и тюбики с зубной пастой — такие крышечки открывать-закрывать гораздо труднее.
Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.
Завязывание бантов, шнуровка обуви.
Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
Рисование пальчиками, мелками.
Лепка из пластилина, теста, глины.
Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

3. Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок
Вот кулак. (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку (3 раза). (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему под мышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в замок.)

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина — тссс, тишина — тссс, тишина — тссс. (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите „тссс”.)
Вдруг силою ветра сменилась она — шшш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „шшш”.)
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности),
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)
И для лисичек (сожмите второй кулачок).
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил (заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой),
Ушки вверх поднял (обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки).

4. Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста
Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Если решите заниматься именно так, начните с того, что обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п. Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.
Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке или мультфильму.
Подводные камни
Некоторые взрослые удивляются: почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность — это настоящее исследование. Это нормально: если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.
Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.

Педагогические подсказки
для мамочек
1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.
2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.
3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.
4. Любое из предложенных выше стихотворений и речовок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.
Удачных вам занятий! Правила проведения занятий!

Правила проведения занятий:
1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковой.
2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если делать упражнения регулярно (желательно ежедневно).
3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).