Давно хотела поговорить о такой интересной теме, как, детское портфолио. В этой статье я постараюсь рассказать то, к чему я пришла опытным путем, перерыв кучу разнообразной информации на эту тему. Начну еще с того, что меня ни кто не заставлял это сделать, я имею в виду собирать портфолио, просто в один момент захотелось систематизировать все рисунки, поделки, грамоты и еще много чего другого у своих детей. А как это понравилось детям, даже не передать словами. Очень хочется поделиться с Вами своим материнским опытом. Упор в данной статье я буду делать на возраст детей с рождения до 12-13 лет. Итак, начнем. Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности. А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о вехах развития любимого чада. Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология портфолио или папка достижений ребенка. Многие понимают процесс формирования портфолио по– своему. Но чаще всего оно используется как папка для фиксации, сбора и накопления индивидуальных достижений за определенный промежуток времени. Причём, портфолио может составляться с рождения, так и быть начато с любого другого периода времени. Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь. Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно: – для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании или в спорте ) – на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д. ) – тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил, которые наверняка будут доведены до Вас вместе с этими требованиями. Но и, конечно же самое главное, ваш ребенок должен обязательно принять активное участие в этом процессе. А теперь поговорим о структуре портфолио дошкольника. Но сразу оговорюсь, что приводимая мной мы структура портфолио примерна. Можно придерживаться предлагаемой мной компоновки, а можно упорядочить разделы иначе, полагаясь на собственное видение конечного результата. Количество разделов можно сократить или дополнить на ваше усмотрение. Возможно, вы начнете работу с пятью-шестью разделами, а затем дополните их количество. Практика покажет, какие именно подойдут для ребенка, а какие будут вовсе не нужны. Для того чтобы было от чего оттолкнуться, с чего начать работу, я предлагаю вам следующие разделы. • Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление) • Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио) • Давайте познакомимся (фото, можно составить небольшую автобиографию) • С чего все начиналось (фото с родильного дома, атрибутика оставшееся с роддома: кольцо, которое одевают ребенку на ручку, информация о новорожденном, клочок волосиков с рождения) • Я расту (таблица роста и веса) • Моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи) • Фото из детского сада (фото из домашней коллекции) • Мое творчество (Объемные поделки, выполненные ребенком самостоятельно, рекомендую помещать в портфолио в виде фото.) • Места, где я побывал (постановочные фото с путешествий, выставок и т.д.) • Мои любимые мультфильмы (вырезки, наклейки, рисунки с любимыми героями) • Мои любимые книги (постановочное фото, рисунок, раскраска, наклейка и т.д.) • Мои спортивные достижения (спортивные награды, фото со спортивных мероприятий, в которых участвовал ребенок) • Мои награды (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы) • Мое хобби (если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие, необходимо завести этот персональный раздел). • Скоро в школу (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т.д.) • Отзывы и пожелания (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т.д.). • Анкеты (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно) Перейдем к структуре портфолио для ученика младших классов. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Примерная структура портфолио ученика младших классов: • Титульный лист (обязательные атрибуты– номер класса и период сбора портфолио «с__ по__», остальное– индивидуальное оформление) • Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио) • Мой мир в т.ч подразделы: обо мне (краткий рассказ), моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи), моя школа (фотография школы, общеклассная фотография, информация о классном руководителе, небольшой рассказ о школе, о школьном музее, библиотеке, фото классного кабинета и т.д.) мои увлечения (если у ребенка уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие, необходимо завести этот персональный раздел), мои друзья (фото и анкеты друзей). • Моя учеба в т.ч. подразделы: русский язык и литература, математика, история, информатика, физкультура, рисование, музыка, иностранный язык и т.д. • Моя общественная работа (благодарственные письма, грамоты, характеристики от участия в общественной жизни школы, летней площадки, лагеря) • Мое творчество (результаты творчества ребенка: рисунки, фото связанного шарфика или сшитой юбки, фото самостоятельно смоделированного самолетика и т.д. ) • Достижения которыми я горжусь (в этот раздел помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи) • Отзывы и пожелания (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из журналов с фотографиями ребенка и т.д.). В заключение хочется добавить, что этой статье мной рассмотрена типовая структура портфолио, и в различных учебных заведения возможна иная комплектация. Но в первую очередь хочется обратить Ваше внимание на то, что ПОРТФОЛИО– это ПАМЯТЬ. Лично я, при подготовке портфолио своих детей, ориентируюсь в первую очередь на то, чтобы для ребенка СОХРАНИТЬ ВОСПОМИНАНИЯ О ЕГО ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИЧитать в полной версии


Смотрите далее: примеры портфолио для первоклассника