В этой части хочу познакомить вас, девочки, с пуговичным ковриком!

Читать в полной версии

Эта игра мне очень нравится своей многофункциональностью и универсальностью. Подходит для любого возраста, хоть двухлетке, хоть пятилетке. На нем можно развивать психические процессы – память, внимание, мышление, цветовосприятие, логику, счет, воображение, мелкую моторику, речь и много чего еще.
Обычное поле с цветными декоративными пуговицами. И вот какие задания можно ребенку дать:

1. Предметный словарь. Обобщение. Найди… (сочетаем цвет и предмет) красного мишку, зеленое яблоко, розовый цветок и пр. Также можно только по категориям спрашивать, покажи все цветы, всех животных, весь транспорт.

2. Глагольный словарь. Покажи, что… (летает, ползает, растет, можно кушать, нюхать и пр.) можно прямо по цветам проходить – покажи, что зеленое и едет, розовое и плавает.
3. Предлоги, освоение пространства. Покажи, кто находится рядом с поездом, под звездой, над лягушкой, справа\слева от стрекозы и пр.

4. Внимание, память. Запомни, какие тут пуговички (любой цвет). Вспомни, кто тут был? (закрыть пальцем пуговицу)

5. Числовой ряд. Покажи (назови) первую зеленую пуговицу, вторую голубую, последнюю розовую и пр.

6. Внимание и память. Потрогай пуговички, как я (начиная с одной-двух пуговичек и постепенно увеличивая количество). Я для начала своим проговариваю, чего касаюсь и после того, как прошу повторить – проговариваю последовательность. Детям постарше можно дать задание — потрогай первую и последнюю пуговичку.

7. Моторика, внимание, зрительно-моторная координация, усидчивость, счет. Кого встретили по дорожке? Берем ниточки, те, что сбоку пришиты, и зацепляем какие-либо пуговички, объясняя, что мы пошли гулять и нашли эти предметы (встретили их по дороге).

Задача ребенка – провести по цветной дороге пальцем, называя или показывая каждую пуговицу. Потом считаем, сколько предметов собрали, какой первым попался, какой последним, какого цвета и пр. Для детей постарше можно потом дать задание воспроизвести дорожку самому.

8. Мышление. Угадай, о чем речь… Тут можно загадать простые загадки или своими словами описать признаки предмета, чтобы ребенок угадал, что вы загадали. Для начала описываем 1-2 свойства, потом добавляем еще. Можно, если ребенок не догадывается, показать на выбор два предмета, верный и неверный.

9. Развитие звукового анализа и синтеза. Назови (покажи) предмет на букву… Это для деток, которые умеют выделять звуки в словах, обычно первый. Начинать обучать этому можно с 3 лет.

10. Развитие речи, мышления, воображения. Можно с помощью дорожек зацепить 2-3 пуговицы и попросить ребенка придумать сказку, предложение, рассказ с этими персонажами и предметами.

11. Для детей постарше также подойдут грамматические задания, типа:

— 1-много (например, выбрали красный ряд, говорите – один мишка, а ребенок должен сказать – много мишек);
— большой-маленький (ягода- ягодка, гриб – грибок и пр).
— есть – нет (есть машина – нет машины, есть мороженое – нет мороженого и пр.)
— назвать только съедобное-не съедобное, отвечающее на вопросы кто или что и т.д.
— запомни, повтори цепочку слов и пр.

12. Зрительно-пространственная ориентировка. Помоги зайке выбрать подарок другу… Тут мы составляем дорожку до нужного предмета, начиная от любого. К примеру, говорим: от красного мишки сделай два шага вправо, спустись на шаг вниз, сделай шаг влево и еще два шага вниз. К чему пришел? (к голубому цветку). Можно в этом задании также использовать цветные нитки, пальчик. Стремиться к тому, чтобы обходился без вспомогательных средств, только зрительным слежением.

Я со своими детьми использую в игре первые 8 пунктов. Кстати, в некоторых заданиях не я ставлю условия, а дети. Например, я прошу ребенка самого коснуться двух предметов и повторяю за ним, а не он за мной (пункт 6), или спрятать пальчиками пуговичку (пункт 4). Меняться ролями – очень полезная практика! 😄

Читайте далее про игровые коврики