ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА

МАЛЬЧИК ОБУЧАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОПЫТ И ОШИБКИ, ДЕВОЧКА ЧЕРЕЗ СЛОВО

Читать в полной версии

Маленьким сорванцам нужно все время куда-то влезть, все попробовать на зуб, все потрогать, пощупать, разобрать, посмотреть, что у него внутри – это естественный для мальчика способ познания мира. Чтобы понять, что делать нужно, а что нет, ему недостаточно слов, в отличие от девочки. Ему нужно получить свой опыт, набить свои синяки и шишки.

Ограждая мальчика от негативного опыта и ошибок, родители (особенно мамы), оказывают мальчику медвежью услугу – он также будет бояться пробовать новое, когда вырастет, и будет ждать новых команд от других людей.

Понятно, что это должно быть в разумных пределах, и нельзя позволять мальчику опасные развлечения, совать его пальцы в розетку, где 220 В. А вот дать ему понять, что такое горячо, что такое ток (на слабом разряде) можно и нужно. Правда, для этого ребенком нужно заниматься...

Одна моя подруга, у которой рос мальчик, рассказывала, как она в страхе закрывала глаза, когда ее ребенок, забравшись на горку, кричал – «Мама, посмотри, как здорово, как я высоко!» и кричала ему – «Сынок, какой ты молодец!!! Я тобой горжусь!» Если бы в этот момент она заорала «Слезь немедленно, ты можешь упасть», она бы подорвала в мальчике основы мужественности.

 

МАЛЬЧИКУ НУЖНО ДОВЕРИЕ, ДЕВОЧКЕ – ЗАБОТА.

Все дети нуждаются в безусловной родительской любви, особенно дети до пяти лет, когда закладывается базовое чувство защищенности и доверия этому миру. Всем детям нужна материнская забота, ласка, нежность, чуткость.

Разница между девочкой и мальчиков в том, что забота девочке нужна всегда! В любом возрасте.

Забота же о мальчике с определенного возраста должна перерасти в доверие к нему.

Давайте поговорим о возрастных периодах мальчика.

От 0 до 5 лет. Что важно знать?

Мальчик, как и девочка в этом возрасте нуждается в ласке и общении. Как правило, к мальчику относятся строже, наказывают его, меньше обнимают, чем девочку, меньше разговаривают.

А между тем, в этом нежном возрасте любой ребенок нуждается в безусловной любви, общении, заботе и ласке. И мальчику это жизненно необходимо, он очень травматично воспринимает закрытость родителей по отношению к нему, у него возникает ощущение, что с ним что-то не так, что он не достоин любви.

Так же желательно, чтобы до трех лет малыша не разлучали с мамой, чтобы он был на домашнем воспитании – у мальчиков возникает очень сильный стресс и ощущение брошенности, если он оказывается без родителей в этом возрасте.

В этом возрасте мальчика наказывать НЕЛЬЗЯ.

Маме также важно в этот период гордиться достижениями сына, отец играет вместе с ним в мальчишеские игры, и малыш усваивает доброту и любвеобильность этого мира, он усваивает уроки доброты, доверия, тепла и радости.

ФОРМУЛА ДОВЕРИЯ в этот период выражается так – «с моим ребенком все хорошо», даже если в пятый раз после вашей просьбы выворачивает на пол содержимое всех баночек.

 

От 5 до 14 лет. Период мужественности

В этот период на сцену выходит отец, именно он приобретает решающее значение в жизни ребенка. В мальчике в это время просыпается интерес к мужским занятиям – он внезапно может начать драться и бороться, играть в шумные игры, увлечься оружием, подражать во всем отцу или другому примеру мужчины (важно, чтобы в его окружении оказался достойный пример, который будет любить мальчика).

Мальчику особенно важно внимание отца, его похвала, его время, которое он проводит вместе с ним, важно подключаться к делам отца, быть таким же полезным семьи и обществу. Если отец игнорирует сына в этот период, у мальчика может резко измениться поведение в худшую сторону, он может начать воровать, мочиться в постель, агрессивно вести себя в школе, проявлять агрессию, грубить – таким образом он хочет привлечь внимание к своим нуждам в руководящей роли наставника-мужчины.

Контакт с мамой в этом возрасте тоже важен, мама также проявляет заботу о сыне, но у нее должны появиться новые нотки в общении:

-  ей нужно всячески поощрять общение сына с отцом, передать отцу полную ответственность за воспитание сына, и ни в коем случае не наказывать мальчика, когда его наказывает женщина, мальчик испытывает огромное унижение и может навсегда затаить на женщин злобу.

-  давать ребенку больше самостоятельности, не помогать, если мальчик не просит сам о помощи;

-  позволять ему совершать ошибки, нарабатывать свой опыт, ни в коем случае не опекать, не трястись над ним «оденься, ты замерзнешь», «что-то ты не весел, что произошло?» и др.

У мальчика уже должен появиться свой круг ответственности, отец обучает его держать свое слово, причем делает это не словами, а на деле показывает, как это делается, и какие последствия наступают, когда нарушаются обещания.

Очень важно, когда у отца в семье есть авторитет, а его создает жена своим послушанием мужу. Если жена послушна мужу, сын тоже будет слушаться отца и уважать его. Если же у женщины масса претензий к своему мужчине, и она его ни во что не ставит, ребенок будет непослушный. И пенять нужно не на сына, а развивать в семье другие энергии, чтобы передать их ребенку.

Наказания для мальчика в этом возрасте допускаются.

НО

Они должны быть адекватны проступку.

Они не должны унижать его как личность.

Перед наказанием должен состояться «мужской разговор», где в диалоге родитель и ребенок решают, какое наказание он понесет за свой проступок.

Пример.

«Вы поручили сыну выносить мусор, но проходит неделя, а мусор на месте.

Что делать не надо?

-  зудеть каждый день, напоминать, просить, т.е. контролировать этот процесс.

-  говорить «на тебя ни в чем нельзя положиться»;

-  бить;

-  выносить мусор самостоятельно и больше не поручать никаких дел сыну.

Что нужно?

Сесть с ним и обсудить этот вопрос.

-  Вот, смотри. Мы с тобой договаривались?

-  Да.

-  Ты меня подвел, ты не выполнил свое обещание. И мне теперь трудно будет тебе верить. Как ты сам считаешь, ты поступил хорошо?

-  Нет.

-  Как ты думаешь, какое наказание ты заслужил? (обычно ребенок, если у него хорошие отношения с родителями, способен сам себе выбрать адекватное наказание, например, «буду мыть посуду сегодня за всеми»)

-  Хорошо, после того как ты это сделаешь, на тебе остается обязанность выносить мусор. Давай вместе подумаем, что ты сделаешь для того, чтобы об этом помнить?

-  Я напишу на доске объявлений «мусор»...

-  Хорошо, меня это устраивает. А что мы будем делать, если в течение трех дней мусор не будет вынесен?

-  Тогда вы имеете право не пускать меня в кино две недели...»

Такой разговор провести несложно, если в семье выстроены отношения уважения, и где так привыкли общаться друг с другом. И очень сложно, если в семье каждый живет сам по себе, предъявляя друг другу претензии, и требуя друг от друга наслаждения.

 

ФОРМУЛА ДОВЕРИЯ в этом возрасте – «Я знаю, что ты САМ можешь это сделать».

 

Возраст от 14 лет и старше.

В этом возрасте воспитывать ребенка уже поздно, с ним нужно дружить, и основы этой дружбы уже должны быть выстроены, сейчас родители пожинают плоды своего воспитания в прошлом.

Это очень сложный возраст для ребенка – он отчаянно нуждается в поддержке, но при этом отрицает все авторитеты, особенно родительский. В это время на первый план выходят друзья, наставники вне семьи.

Именно в этот момент ребенок выбирает, по какому пути он будет идти дальше – по пути наслаждения и разрушения, либо по пути созидания и обучения. И это зависит от того, какое окружение будет у ребенка к этому моменту – сильные духом люди, с которыми он дружит и общается или «местные герои», которые призывают его «быть крутым и все попробовать».

Это окружение создают родители -  с кем они общаются, какие ценности проповедуют сами, все это будет впитывать или отвергать ребенок.

 

ФОРМУЛА ДОВЕРИЯ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: «я люблю тебя и приму таким, как ты есть, и ты всегда можешь найти мою поддержку, что бы у тебя не произошло».

 

Как видите, воспитание ребенка – это всегда серьезная работа над самим собой, отношениями в семье и с другим миром, и важно сосредоточить свое внимание на этом, тогда и сложностей в отношениях с детьми у вас будет меньше.